Размер шрифта
-
+

Музыкотерапия в специальном образовании - стр. 8

Карл Орф через обучение игре на простых музыкальных инструментах пытался активировать в детях музыкальное начало. Композитор ввел термин «элементарное музицирование», которое объединяет несколько элементов: пение, импровизацию, движение и игру на инструментах. К заслугам Орфа также нужно отнести разработку множества детских песен, пьес и музыкальных упражнений, которые используются в работе с детьми. [6]


Карл Орф (1895–1982)


Первые эксперименты по воздействию музыки на эмоциональное состояние детей с проблемами в развитии были предприняты в 1950-х годах в Великобритании американским пианистом и композитором Полом Нордоффом и британским психологом Клайвом Роббинсом в школе для умственно отсталых детей. Они разработали методику творческой музыкотерапии, которая стала обязательной составляющей коррекционной работы.

Но дальнейшее изучение этой проблематики привело ученых к выводу, что собственное музицирование и создание музыкальных композиций оказывает еще большее воздействие на психику человека. Врач Генрих Ганзельман писал о самотерапии многих музыкантов и актеров, которая позволяет им в состоянии нервного срыва выпустить наружу нервное напряжение и гармонизировать свое состояние. Таким образом, музыка является инструментом самоисцеления и избавления от имеющихся проблем. [4]

Современная отечественная музыкотерапия имеет несколько направлений. Одно из них – музыкально-педагогическая реабилитация, автором которого является питерский музыкотерапевт С.В. Шушарджан. Представители этого направления используют с лечебно-восстановительной целью музыкально-педагогический процесс, который может осуществляться в виде обучения детей пению, игры на музыкальных инструментах, движения под музыку (ритмика, танцы, игры), прослушивания музыки, музыкально-дидактических игр. Музыкально-педагогическая реабилитация преимущественно и наиболее успешно проводится с детьми, отстающими в развитии, с нарушениями слуха и речи. Но исследования С.В. Шушарджана вышли за рамки педагогического процесса и в большей степени сконцентрировались на лечебно-вибрационных эффектах музыки, что породило создание технических средств, продуцирующих вибрационно-звуковые волны, воздействующие на активные биологические точки, что благоприятно сказывается на всех функциях организма. [90, 91, 92]


Сергей Ваганович Шушарджан (род. 1954)


В основу метода, созданного в 1989 г. американцами П. Нордоффом и К. Роббинсом, легла клиническая импровизация. Сам Клайв Роббинс определил этот вид терапии не как метод, но как подход, который основывается на способности пациента трансформироваться под влиянием собственной музыкальной активности. Другая составляющая метода Нордоффа-Роббинса – клиническая импровизация во всех сферах взаимодействия: в музыке, в движении, в пении и на уровне вербального общения. В числе показаний к его применению – отклонения в развитии, аутизм, эмоциональная нестабильность, афазия, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, психосоматические заболевания, внутренние болезни, психопатия. При таком лечении акцент делается на уникальности роли «живой» музыки как средства коммуникации. При этом музыкальный терапевт должен иметь навыки спонтанного лечебного музицирования и импровизации. Существуют разновидности метода для детей, подростков и взрослых. Пациенты всех уровней вовлекаются в процесс совместного с терапевтом создания музыки с помощью музыкальных инструментов, удобных для работы в условиях клиники. Это стимулирует межличностную коммуникацию и взаимодействие между терапевтом и пациентом. [3, 102]

Страница 8