Размер шрифта
-
+

Музыкотерапия в специальном образовании - стр. 14

Исследователь и врач В.Б. Полякова отмечает, что музыка является вибрационным и эмоциональным стимулятором, который оптимизирует процессы, происходящие в вегетативной и моторной сфере, и делает их оптимальными и энергетически экономными. Также отмечается, что музыка может быть стимулирующим фактором в развитии интеллектуальной деятельности, памяти, внимания, способствует повышению работоспособности и активизации мотивации к учебной деятельности. Следовательно, от характера и эмоциональной окрашенности звука будет зависеть состояние души и тела – здоровье или недуг, страх или радость, напряжение или свобода. [96]

Доктор психологических наук Р.Г. Ражников в своем исследовании выделил 27 модальностей эмоций, выраженных вербально, и составил «эмоциональный словарь». Данные этих научных исследований легли в основу возникновения «музыкальной фармакологии», которая выполняет седативную и стимулирующую функции. [74]

Использование музыки в психологическом сопровождении подтверждает влияние мелодии на эмоциональную сферу человека. На психологическом уровне музыка может отражаться на настроении человека, его чувствах и эмоциях. Она способна вызывать различные образы, ассоциации, стимулировать фантазию. Разные виды музыкотерапии воздействуют на различные функции организма.

Итальянский музыкотерапевт Антонио Менегетти, основоположник онтопсихологической музыкотерапии, указывает, что музыка воздействует на причины психосоматической проблемы и способствует избавлению от нее. [54]

Известный английский психофизиолог Грэй Уолтер провёл исследование, в котором он изучал воздействие музыкальных ритмов на биоритмы человека, он пытался совместить частоту биоритма человека с музыкальным ритмом, при этом активизировались сенсорное восприятие и различные эмоциональные состояния. Это доказывало, что эмоциональные состояния и биоритмы человека напрямую зависят от прослушиваемой музыки. [82]

Отечественные психологи-музыкотерапевты Л.С. Брусиловский и В.И. Петрушин продолжили изучение воздействие музыкальных ладов (темпа и ритма) на психофизиологическое состояние. В своем исследовании «музыкального восприятия» В.И. Петрушин продолжил развивать данное направление и сделал следующее предположение: «Если соотнести биоритмы мозга с ритмической пульсацией в музыке, можно увидеть, что чередование звуков со скоростью трех в секунду будет сходно с дельта-ритмом. Этот ритм можно услышать в “Лунной сонате” Бетховена, во многих ноктюрнах Шопена. Ритмическая пульсация со скоростью 8 звуков в секунду будет напоминать альфа-ритм. Такую скорость движения можно проследить в финале Третьего концерта для фортепиано Бетховена, во многих военных маршах. Скорость звукового движения, соответствующего ритмической частоте бета-ритма, можно проследить в этюдах Шопена, Листа, Паганини». [65, 66, 67, 68]

Страница 14