Размер шрифта
-
+

Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения - стр. 64

Коган Г. М.
* * *

…Главное заключается в том, чтобы с малоодарённым учеником заниматься музыкой, а не исполнительством.[247]

Нейгауз Г. Г.
* * *

Точно определите свою цель. Множество людей попусту тратят своё время и энергию на какое-нибудь дело в общем-то из-за того, что отчётливо не представляют себе, что собственно они собираются сделать. Не зная точно, к чему идут, они сбиваются еще на старте, теряют дорогу, падают духом …Определите с самого начала хотя бы «пункт назначения», и уже поэтому вы достигните его гораздо быстрее. Это – решающее условие».[248]

Николаев В. Р…Судаков К. В.
* * *

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека
* * *

Чтобы уверенно перепрыгнуть через какое-нибудь препятствие, ров и т. п., надо, прежде всего, отчётливо видеть место, куда прыгаешь. Чтобы поймать в воздухе какой-нибудь предмет, надо, опять-таки, вовремя увидеть его. «Вовремя увидеть», понять, разобраться в ситуации, определиться с целью – важно и для педагога, выбирающего ту или иную стратегию работы с учащимся.

…Часто можно слышать: обучающимся в музыкально-исполнительских классах не обойтись без специальных технических упражнений. Да, технические экзерсисы нужны, можно даже сказать необходимы для большинства учащихся, специализирующихся в рамках музыкально-исполнительской деятельности. Да, упражнения дают возможность сконцентрироваться на типовых фактурных формулах («полуфабрикатах» по меткому выражению Г. Г. Нейгауза), позволяют вычленять их и отрабатывать до возможного совершенства. Да, упражнения как жанр традиционно входят в практику профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей различных специальностей – и это, конечно же, говорит само за себя.

Всё так – но почему, как правило, отходит на второй план вопрос: всегда ли и всем ли обучающимся в фортепианных классах они действительно так уж необходимы? (Не забудем, кстати, что наряду с классами «спецфортепиано» существуют и классы «общего фортепиано», где своя специфика, свои целевые установки и ориентиры, и где по логике вещей должна быть своя методика обучения, отличающаяся от методики для «специализирующихся»).

Нет ничего проще как выступать с утверждениями: технические упражнения полезны, эффективны, без них не обойтись и т. п. Но зададим себе вопрос – не совершают ли серьёзную ошибку преподаватели-пианисты, полагающие, что «сквозь строй» упражнений должен проходить каждый, желающий научиться играть на фортепиано? Не заблуждаются ли те, кто игнорирует факт, что технические упражнения, будучи средством действительно

Страница 64