Музыкальная педагогика и исполнительство. Афоризмы, цитаты, изречения - стр. 61
(…) И потом: знаете, в чём еще, по-моему, смысл душевных мук и творческих кризисов? В том, что за ними следуют обычно минуты светлые и радостные. Одного без другого в жизни не бывает. «За благом вслед идут печали, печаль же – радости залог».[233]
Светланов Е. Ф.
Что такое кризис? Субъективно – ощущение тупика. Мучительное чувство внутренней опустошённости, бессилия, «выпотрошенности», творческой немоты. Иногда что-то вроде прострации. В других случаях, наоборот, крайняя степень нервной напряжённости – кульминационная фаза её, – когда работа становится невозможной. В любом случае, с точки зрения человека, занимающегося творческой работой – беда, напасть и т. д., в какой бы форме это ни проявлялось. Адское наваждение, хуже которого не придумать…
Однако ощущения – ощущениями. Это, так сказать, внутреннее дело самого человека. Есть, в то же время у кризисных состояний и объективно важная функция, которая не сразу различима. Тупик – это не что иное, как этап скрытого, подспудного вызревания будущей идеи. Этап, на котором творческое «задание», в общих чертах, уже поставлено, существует, – но решение его пока что не найдено: оно «бродит» где-то в далёких и тёмных лабиринтах подсознания, откристаллизовывается, мало-помалу проясняется, обретает нужные очертания. И с ка-
кого-то момента всё настойчивее ищет выхода на поверхность. (Отсюда и болезненность чисто субъективных ощущений). Словом – то, что называют «кризисами», «тупиками» есть закономерность творческого процесса. Закономерность мыслительной деятельности человека вообще. В известном смысле, кризисы в ходе творческой работы нужны, чтобы не сказать – необходимы. И это обстоятельство не мешает чётко сознавать: проще тогда справляться с собой, сохранять хотя бы относительное душевное равновесие в нелёгкие минуты.
Ц. Г. М.
…Кризис в природе творчества и если бы его не было, то искусство бы закончилось. (…) Для писателя, художника, композитора всегда существует «кризис» – беременность, роды, иногда трудные.[234]
Эренбург И. Г.
8. Начальный этап обучения
Перед тем, как учить детей игре, их надо правильно посадить за инструмент – удобно, свободно. Важно обратить внимание на то, чтобы ребёнок не сутулился и не сидел напряжённо словно «аршин проглотил», чтобы во время исполнения он не приподнимал плечи. Локти не следует ни прижимать к туловищу, ни выворачивать в стороны. По высоте они должны быть примерно на уровне клавиатуры.
В прежние времена педагоги обычно начинали изучение навыков звукоизвлечения с игры пятипальцевых последований «легато». Этот путь таил в себе опасность воспитания изолированных пальцевых движений и развития скованности в кисти и локте…(…)