Размер шрифта
-
+

Музыка в нашей жизни. Как научиться слушать и понимать музыку - стр. 23

Военная музыка оказала огромное влияние на профессиональную академическую музыку. Её отголоски слышны в «Музыке фейерверка» Г. Ф. Генделя, «Военной симфонии» Й. Гайдна, Третьей и Пятой симфониях, «Победе Веллингтона» Л. Бетховена, в Военных маршах Ф. Шуберта, в опере «Аида» Дж. Верди, в «Траурно-триумфальной» симфонии Г. Берлиоза, в «Радзецки-марш» И. Штрауса старшего, в «Военном реквиеме» Б. Бриттена, в Седьмой и Восьмой симфониях Шостаковича, в Пятой симфонии А. Онеггера, сюите «Метель» Г. Свиридова.

Танцевальная музыка

Танцевальная музыка – одна из самых древних звуковых систем. Первые ритмо-интонационные комплексы, связанные с самовыражением в танце, появились, по всей видимости, во времена неолита, когда стали возникать различные культы и связанные с ними ритуалы. С тех пор танцы сопровождают человечество на протяжении всей его истории, интегрируясь в различные формы деятельности – культово-ритуальную, обрядовую, военную, досуговую, спортивную, развлекательную. Музыка, формы и ритмы танца характеризуются бесконечным разнообразием, отражая ментальные особенности этноса, национальный колорит, качество социальной среды, время и стиль. Тотальное распространение танца свидетельствует о том, что он стал постоянной, системной потребностью человека, сформировав особую культуру в жизни общества.

Музыкально-пластические композиции, первоначально возникнув в быту в качестве ритуалов и формы развлечения, с появлением классического профессионального искусства заняли и в нём достаточно заметное место. Апофеозом танцевальной музыки стало рождение балета («Цирцея», 1681, Франция). Бурное развитие музыки балета с конца ХУ11 века по настоящее время наряду с народными, ритуальными, эстрадными, спортивными и шоу-танцами составляет особенности весьма древней и рельефной планеты танцевальной музыки.

Эстрадная музыка

Обычно под термином эстрада (variety – англ.) понимают искусство малых сценических форм развлекательного характера. Среди них клоунада, пение, танец на сцене, иллюзионизм, клоунада, разговорный жанр. В том, что касается собственно музыки, вектор понятия эстрады значительно менялся в зависимости от времени. Так, начиная с 30-х и, примерно, до середины 80-х годов полагалось, что вся «лёгкая» музыка, звучащая со сцены – это и есть эстрада: эстрадные оркестры Л. Утёсова, А. Цфасмана, Я. Скоморовского, А. Варламова, Г. Миллера, позже Рэя Кониффа, Поля Мория, Ю. Силантьева, сценический вокал от Луи Армстронга до Иосифа Кобзона, от Клифа Ричарда до А. Пугачёвой… Со временем, особенно с появлением т.н. «популярной музыки», с формированием более пристального взгляда на массив звуковой среды эстрады, понятие «эстрадная музыка», ранее существовавшее в советской музыкальной терминологии, претерпело существенные изменения. Стало понятно, что такие явления в музыке как Рей Чарльз, Тина Тёрнер, Дайана Росс, Стив Уандер не стоит называть эстрадой, это по сути ритм-энд-блюз; Аретта Фрэнклин, Махалия Джексон, Билли Холидей – соул, а Элла Фитцджеральд – джаз. Тем более не «вписывался» в понятие эстрады считающийся основоположником поп-музыки Майкл Джексон.

Страница 23