Размер шрифта
-
+

Музыка в нашей жизни. Как научиться слушать и понимать музыку - стр. 22

Военная музыка

Развитие, становление и соперничество стран и цивилизаций издревле сопровождалось войнами. Но даже тогда, когда войны локально утихали, подготовка к ним не прекращалась никогда. И война, и подготовка к ней требовали развития у воинов и всего населения в целом чувства высокого патриотизма. Пожалуй, первыми, кто осознал значение музыки в этом процессе, были военачальники. Документально известно, что военная музыка активно использовалась в древних Вавилоне, Египте, Ассирии, Персии, Китае, Индии и ряде других стран. Уже тогда она имела ряд взаимосвязанных функций, среди которых участие в бою в качестве устрашения врага ревущими и грохочущими музыкальными инструментами, аффективное возвышение духа воинов, организация строя и строевой подготовки. Поскольку в войнах и в подготовке к ним участвовало почти всё мужское население, военная музыка, фактически, насыщала всё общество, воспитывая в нём боевой дух и готовность сражаться за интересы своего государства. Особое внимание военной музыке уделялось в античности. Древне-греческий историк Фукидид (1 в. д.н.э.) подробно описывает, какие музыкальные инструменты участвовали в битвах Македонии, Спарты, Рима и Карфагена. Платон во многих своих диалогах – «Государство», «Пир», «Законы», «Федей», «Тимей» – многократно касается вопросов влияния музыки на воинов и общество, возводя проблему военной музыки в ранг существенного раздела теории философии. Естественно, что, будучи чрезвычайно распространённой в обществе, военная музыка постепенно проникала во все поры общественной жизни. С одной стороны, её непосредственными задачами было воодушевление армии, участие в бою, сопровождение построений и парадов, с другой она осуществляла общественно-организующую функцию. Во Франции, в период Великой Французской Революции она участвовала в гигантских массовых празднествах, торжественных церемониях, манифестациях, общественно-религиозных процессиях. К её сочинению впервые были привлечены крупнейшие композиторы той эпохи – Госсек, Керубини, Мегюль, создававшие музыку для созданного Сарретом оркестра национальной гвардии (строевые марши, увертюры, гимны Te Deum, траурные марши и др.), исполняемые в соборах, на улицах и площадях Парижа, Лилля, Марселя и других городов новой республики.

Тенденция использования военной музыки в гражданском обществе в полной мере сохранилась и в последующие два века. Весьма разнообразно, оно было, например, в России. Парковая музыка военных духовых оркестров, военная музыка на ипподроме, звучание военной музыки на коронации, проводы и встреча поездов на вокзалах. Некоторые произведения военной музыки стали со временем истинно народными. Среди них «Марш славянки», «Варяг», вальс «Амурские волны», песня «Вставая, страна огромная». Уже сегодня, в десятые годы ХХI века, на Красной площади проводится международный фестиваль мирного использования военных оркестров «Спасская башня», собирающий военные оркестры со всего мира.

Страница 22