Размер шрифта
-
+

Музыка мозга. Правила гармоничного развития - стр. 2

: либо исполняешь свою партию вместе с оркестром, либо выходишь из игры.

Миллиарды нервных клеток мозга эффективно и гармонично координируют свою совместную деятельность.

Современные исследователи уже прекратили искать «дирижера» мозга – лидера, верховного правителя, представителя иерархической верхушки. Сегодня они изучают принципы, позволяющие миллиардам нейронов эффективно и гармонично координировать свою совместную деятельность.

Вот тут-то и выходит на первый план образ джаз-оркестра. Когда вы слушаете такой оркестр в концертном зале, вы просто не можете не обратить внимания на «ансамблевое звучание» – уникальный общий результат, достигаемый исполнителями благодаря доступным им в нужный момент ресурсам. Ни один из оркестрантов не возносится над остальными и ни один не отстает от общего уровня – они четко координируют свои усилия, добиваясь максимально эффективного взаимодействия. Результатом становится единое и гармоничное музыкальное произведение, несравненно более привлекательное для слуха, чем его отдельные слагаемые.

Деятельность головного мозга состоит из постоянных колебаний локальных напряженностей, которые со временем образуют конкретные паттерны. При исполнении музыкального произведения, как и в человеческих взаимодействиях, важнейшим фактором является временной: в какой момент активируются определенные нервные клетки? Какие из них срабатывают одновременно? И как добиться, чтобы данный процесс обеспечивал скоординированный и нужный конечный результат?

В модели, описанной в этой книге, использован именно такой музыкальный подход к познанию своего тела и разума. Наша модель состоит из восьми клавиш – как октава на фортепиано, однако чтобы научиться играть на своем «внутреннем фортепиано», вовсе не обязательно уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Восемь клавиш «внутреннего фортепиано»

Представим знания, которые вы сумеете почерпнуть в этой книге, в виде восьми клавиш вашего «внутреннего фортепиано»: «Мысли», «Ценности», «Тело», «Восприятие», «Видение», «Цели», «Эмоции» и «Успехи».



Эти клавиши олицетворяют собой основные функции мозга, о которых нужно знать, чтобы научиться играть на нем, как на музыкальном инструменте. Последовательность, в которой расположены клавиши в нашей книге, отнюдь не означает, что нажимать на них нужно именно в таком порядке – вы вольны в их выборе, как вольны были бы, сев за музыкальный инструмент. Вы можете начинать читать с любой главы, которую сочтете наиболее интересной, и переходить далее к какой захотите, по своему усмотрению. Например, учитывая то, что известно любому опытному музыканту – начало произведения можно понять, только если знаешь его концовку, – вы, возможно, решите сначала прочесть последнюю главу. В ней описывается схема синхронного нажатия разных клавиш, которую, вполне вероятно, стоит изучить прежде всего.

Страница 2