Размер шрифта
-
+

Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам

1

В Коране встречается 5 порода глагола факиха – тафаккаха в значении: «глубоко изучать, понимать религиозные вопросы» (Коран, 9:122).

2

Здесь и далее для удобства мы будем употреблять термины «ал-‘ибадат» и «ал-му‘амалат» без артикля.

3

Слово сунна в контексте шариата может иметь значение не только собрания преданий, содержащих сведения о действиях и высказываниях Пророка Мухаммада, но и традиций, обычаев предков, достойных подражания, относящихся к категории рекомендованных шариатом действий. В качестве синонима последних мусульманские правоведы зачастую употребляют термины «надб» и «суннат». Фактически подобное понимание сунны преобладало до тех пор, пока аш-Шафи‘и не определил сунну как модель поведения Пророка.

4

Например, известный мусульманский историк, комментатор Корана и правовед Мухаммад ат-Табари (838 или 839–923), одним из первых давший определение понятию «шариат», считал, что последний состоит из правовых предписаний, содержащихся лишь в тексте Священной Книги.

5

Имам Джа‘фар ас-Садик считается основателем науки об аллегорическом толковании Корана.

6

В свое время аш-Шафи‘и был обвинен халифом ал-Ма’муном в склонности к шиизму.

7

Тот факт, что Джа‘фар ас-Садик, проживший всю жизнь в Медине, лояльно относился к суннитам, является дополнительным аргументом в глазах сторонников данной точки зрения.

8

Однако основы деления ученых на эти группы были заложены еще во времена праведных халифов.

9

В настоящее время в каждом толке существует деление на сторонников предания и сторонников независимого суждения.

10

Таклид (араб. – следование) – зд.: следование авторитету муджтахида какого-либо толка при разработке второстепенных вопросов (фуру’) фикха. Многие исследователи полагают, что после закрытия врат иджтихада в XI в. в суннитском исламе наступил период таклида, характеризующийся фракционностью мазхабов и определенным застоем в развитии фикха. Мусульманское право стало развиваться в рамках толков на основе осмысления, толкования и переработки трудов предшественников.

11

Термин «хабар» (мн. ч. ахбар) является общим для суннитов и шиитов, равно как и термин «хадис». Многие суннитские богословы и правоведы используют термин «хабар» для обозначения преданий, восходящих к сподвижникам или последователям сподвижников Пророка, другие называют так все предания, содержащие информацию о словах и поступках пророка Мухаммада (см.: Массэ А. Ислам. Очерк истории. – М., 1982. – С. 171).

12

Абу ал-Хасан ‘Али б. Мухаммад ал-Маварди (974—1058) – выдающийся мусульманский правовед шафи‘итского мазхаба. Работал судьей в Багдаде. Автор классического сочинения «Ал-ахкам ас-султанийа ва вилайат ад-динийа» («Властные нормы и управление религиозными делами»), посвященного вопросам государственного устройства по шариату.

13

Справедливости ради следует отметить, что и в целом ряде западных стран женщины получили право голоса на общенациональном уровне только в XX в., в Швейцарии, например, только в 1971 г.!

Страница notes