Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам - стр. 45
Меликова М.Ф. Критика азербайджанскими просветителями 2-й половины XIX и начала ХХ в. теологического учения о происхождении мусульманского права // Учен. зап. Азерб. ун-та. Сер. юрид. наук. – Баку, 1970. – № 2. – С. 3–10.
Пчелин Н. К вопросу о праве собственности в Азербайджане // Изв. Правового фак. Азерб. гос. ун-та. – Баку, 1929. – Вып. 5/6. – С. 125–139.
Собственность в Азербайджане после 1828 г. (по мусульманскому праву) – по материалам книги Нофаля «Курс мусульманского права», часть 1: О собственности», в применении к Азербайджану. Примеры. Халисные земли. Харадж.
Джалилов Э.М. Азербайджанское право XIII–XIV вв.: Решение вопросов семейных и наследственных прав: Автореф. дис… канд. юрид. наук / Ин-т государства и права АН СССР. – М., 1991. – 27 с.
Мирзоева Э.Г. Городское управление Азербайджана в XI–XIII вв. (кади, мухтасиб, ра’ис, шихна): Автореф. дис. канд. ист. наук / Ин-т истории АН АзССР. – Баку, 1988. – 26 с.
Институт кади и мухтасиба в управлении городом. Деятельность и обязанностира’иса и шихне (сбор налогов и податей).
4. Государственное право (властные нормы)
Несмотря на то, что пророк Мухаммад неоднократно высказывался по вопросам отношений правителя и общины, он не оставил четких указаний о принципах устройства мусульманского государства. Во многом в связи с этим мусульманское государственное право сформировалось позднее таких разделов, как договорное право, право личного статуса и др., в основание которых был заложен прочный фундамент из соответствующих положений Корана, высказываний и поступков Пророка, а также его сподвижников.
Формулирование того, что мы сейчас называем мусульманским государственным правом, шло параллельно с реальной практикой мусульманских правителей разного уровня. При этом практика зачастую опережала теоретическое осмысление мусульманскими юристами многих актуальных задач государственного устройства. В итоге наряду с теоретическими наработками мусульманских правоведов стало развиваться административное право, основанное на нормативно-правовых актах, издаваемых мусульманскими правителями и нередко противоречивших некоторым базовым нормам и принципам шариата.
Идеальные конструкции, разработанные учеными типа ал-Маварди[12], имели и имеют настолько мало общего с практикой, что некоторые исследователи ставят под вопрос существование такого раздела, как мусульманское государственное право. В качестве более приемлемого термина они предлагают употреблять словосочетание «властные нормы».
Вместе с тем было бы неверно полностью отрицать влияние норм, регулирующих государственное устройство по шариату, на законодательство современных мусульманских стран, в конституционном праве которых нашел отражение ряд положений мусульманского права. Это касается прежде всего признания шариата, его принципов или взглядов представителей определенной правовой школы в качестве основного или дополнительного источника законодательства в целом ряде государств. Влияние шариата и