Размер шрифта
-
+

Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам - стр. 22

) с комментариями, были подготовлены шиитскими учеными к середине XI в., т. е. примерно в тот же период, что и суннитские сборники «ас-Са-хих» ал-Бухари и Муслима. Однако и после создания данных канонических трудов шиитские правоведы продолжали работу по сбору и систематизации преданий. Но последующие исследования не пользуются таким же авторитетом, как сборники ал-Кулини, ат-Туси и ал-Кумми, более известного под именем Ибн Бабуйа.

На протяжении многих веков (вплоть до XIX в.) в среде шиитов-имамитов велись острые дискуссии между ахбаритами (традиционалистами) и усулитами (рационалистами). Борьба шла с переменным успехом, однако в итоге верх одержали рационалисты. Поэтому в определенном смысле можно утверждать, что джафаритский толк в его современном виде оформился лишь к концу XVIII в. При этом среди шиитов-имамитов и в настоящее время есть ахбариты, но их число незначительно по сравнению с числом усулитов.

Во второй половине XX в. пути развития мусульманского права в суннитской и шиитской ветвях ислама пересеклись. На рубеже 1970-80-х гг. в мусульманском мире наблюдался переход от теоретических работ, авторы которых ратовали за усиление роли мусульманского права в современном им мире, к практическим шагам по имплементации норм фикха в законодательство целого ряда государств. Данный прорыв был во многом обеспечен усилиями модернистов, интерпретировавших нормы классического мусульманского права применительно к условиям современности.

В настоящее время не вызывает сомнений, что деятельность сторонников возрождения шариатских наук увенчалась успехом: начиная со второй половины XX в. мусульманское право стало завоевывать, казалось бы, навсегда утраченные им позиции. В наши дни нормы фикха оказывают существенное влияние на различные сферы общественной жизни в мусульманском мире, как видно в том числе из содержания настоящего библиографического указателя. [11]

3.1. Общий раздел

Монографии

Богомолов С.А. История политических и правовых учений: Учеб. пособие. – М.: ИТК «Дашков и Ко», 2004. – 248 с.

Гл. VIII: Политико-правовые учения ислама – с. 75–86.

Варьяш И.И. Правовое пространство ислама в христианской Испании XIII–XV вв. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 188 с.

Правовой статус мусульман в христианских королевствах Испании. О мусульманском праве в Испании в XIV–XV вв. В отдельных параграфах рассматриваются основные положения «Книги Суны и Шары мавров».

Галай Ю.Г. История государства и права зарубежных стран: Курс лекций. – Н. Новгород: Изд-во Нижегород. правовой акад., 2007. – 172 с.

Страница 22