Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам - стр. 2
При работе над библиографическим указателем его составителями было принято решение исключить из него все словарные статьи и статьи из других справочных изданий по исламу, так как наличие в них соответствующей информации по мусульманскому праву и его отдельным институтам очевидно.
Большую долю в общем объеме библиографического указателя занимают работы по обычному праву мусульманских народов. Однако в указателе даны далеко не все книги, статьи и авторефераты, в которых затрагиваются вопросы обычного права. При составлении раздела, посвященного обычному праву, во внимание принимались временные рамки исследований и наличие в них какой-либо информации по мусульманскому праву. Таким образом, в библиографический указатель не вошли работы по обычному праву мусульманских народов до принятия ими ислама, а также те исследования, которые посвящены исключительно обычному праву вне какой бы то ни было связи с правом мусульманским.
Значительный временной и тематический охват указателя позволяет использовать его максимально широко при проведении научных изысканий по различным аспектам мусульманского права.
Каждый раздел предваряет краткая вводная статья. В конце указателя помещен глоссарий некоторых мусульманско-правовых и обычно-правовых терминов.
Р.И. Беккин
1. Основы мусульманского права. Шариат и фикх
В научных и научно-популярных работах нередко можно встретить употребление термина «шариат» в качестве синонима мусульманского права. Однако это не совсем верно.
В буквальном переводе с арабского шариат (араб. аш-шари‘а) означает «путь, тропа к источнику (дающему жизнь)», а глагол шара‘а, будучи одного корня с существительным «шариат», переводится как «предписывать, узаконивать» (Коран, 42: 13). Само слово «шариат» используется в Коране для обозначения указанного Аллахом прямого пути, позволяющего верующему попасть в рай (Коран, 45: 18). В этом значении синонимами шариата выступают такие слова, как ат-ташри‘, аш-шар‘ и аш-шир‘а.
Согласно получившей распространение среди мусульманских правоведов-суннитов точке зрения в понятие «шариат» включаются положения догматики (ал-‘ака’ид), вопросы исламской этики (ал-ахлак), нормы, регламентирующие порядок исполнения религиозных обрядов верующими, или, иначе говоря, их отношения с Аллахом (ал-‘ибадат), и, наконец, конкретные правила поведения, регулирующие отношения между людьми (ал-му‘амалат). При такой трактовке шариата, к фикху (в переводе с арабского – глубокое понимание, знание[1]), выступающему в качестве составной части шариата, относятся две последние категории норм: