Мультимедийная журналистика - стр. 41
технологии фиксации реальности и ее сохранения – самое очевидное и простое, вроде бы: развитие цифрового звука, видео, фото, сенсоров и других способов временно или постоянно сохранить реальность, имеющую смысл в массовой информации;
технологии авторства (в том числе сюда относится визуализация контента);
технологии совместной работы – общие системы баз данных, системы связи и т. д.;
технологии обучения – переход от статуса «журналист прошлого» к статусу «постжурналист» на 99 % зависит от того, способен ли профессионал к обучению, к какому типу обучения, и хочет ли он учиться[55].
Золотое правило
Такой широкий подход к «компетентностному профилю» профессии (автор, агрегатор, специалист по работе с базами данных и программами визуализации контента и т. д.) не отменяет более «узкого взгляда» на мастерство журналиста-репортера, создающего оперативные материалы для мультимедийного СМИ. Для обозначения профессионала подобного рода в современной теории и практике коммуникационного мастерства существует понятие «универсальный журналист».
«Основное отличие конвергентного журналиста от традиционного в том, что он должен определить оптимальный для конкретной новости формат и уметь создать в нем свой материал»[56]. Специалист подобного масштаба становится универсальным производителем контента, способным работать практически на любой платформе – печатной, радио-, телевизионной, мультимедийной. Это не исключает его личных предпочтений или преимущественного мастерства в подготовке текста для газеты или видеосюжета для телевидения, однако означает готовность такого профессионала отказаться от узкой специализации. Многие высококвалифицированные практики нашей профессии уже не представляют себя в роли «соло»-специалиста. «В первую очередь я журналист, – утверждает Майк Гриффин, обозреватель американской “Орландо Сентинел”. – И было бы безответственно с моей стороны, если бы я не мог рассказать о новостях только потому, что не умею работать в формате того или иного медиа. Каждый, кто считает себя журналистом, должен научиться выполнять свою работу в самых разных медиа»[57].
Современный журналист, вооруженный не только необходимым компактным оборудованием для работы «в поле», но и умеющий принимать взвешенные решения о том, какой семиотический ряд будет наиболее адекватным для передачи того или иного сообщения, сегодня способен быстро подготовить для сайта своего издания целый «мультимедийный пакет» материалов, раскрывающий новость с разных сторон. Он умеет быстро написать текст, подготовить фоторепортаж, снять и озвучить видеоролик, в более редких случаях – подготовить материал в жанре таймлайна (ленты времени) или мэппинга (интерактивной карты события). Последнее требует уже не просто навыков работы с текстом или звуком, мастерства фотографа или телеоператора, но и владения специальными компьютерными программами, азами программирования, современными базами данных. Многие специалисты в области мультимедийной журналистики считают, что, например, та же инфографика в концепцию универсального журналиста (и, соответственно, перечень его базовых умений) не входит: «Для этого нужен совершенно особый мозг. В тех же “РИА Новостях” над схемами, графиками и визуализациями происшествий в 2010 г. трудился отдел из двух десятков человек. Неудивительно. Инфографика – вид контента, где халтура недопустима, а низкое качество видно невооруженным взглядом»