Мультимедийная журналистика
1
Technology at Work: The Future of Innovation and Employment [online], 2(2015).
2
50 Million Users: The Making of an “Angry Birds” Internet Meme // The Wall Street Journal [online], (2015).
3
Конвергенция – в данном контексте процесс сближения, слияния различных медиаплатформ, различных средств передачи информационного материала. Чаще всего, употребляя этот термин, вспоминают цитату известного американского ученого – профессора Массачусетского технологического института Итьеля де Сола Пула о том, что это стирание границ между медиа как средствами обоюдной коммуникации, такими как телефон, почта, телеграф, и как средствами массовой коммуникации, такими как пресса, радио и телевидение. Очевидно, что границы могут исчезать как на этапе производства медиасообщений, так и на этапе их приема. Норвежские ученые Андерс Фагерйорд и Танья Сторсул наиболее полно выразили этот феномен в термине «конвергенция», выделив как минимум шесть ее интерпретаций: конвергенция сетей, конвергенция терминалов, конвергенция услуг, конвергенция рынков, конвергенция жанров и форматов, конвергенция регулирования. Подробнее о конвергенции – в следующих главах.
4
В метафоричном названии Scratch (от англ, «каракули, царапина, скрип, перо») слышится отсылка к хип-хоп культуре и действиям диджеев, которые «смешивают» музыкальные фрагменты на крутящемся виниле (scratching). Главный персонаж, с которым происходят все кодинговые и мультимедийные метаморфозы, – веселый кот (еще одна связь с названием). Scratch базируется на традициях языка Лого и использует технологию известного в нашей стране конструктора ЛЕТО. Ученые Массачусетского технологического института создали Scratch специально для того, чтобы дети и подростки 8-16 лет использовали его самостоятельно. Эта новая технологическая среда позволяет им не только выразить себя в компьютерном творчестве, но и думать креативно (созидательно, как говорят разработчики), решать проблемы системно, работать в команде, обмениваться созданным и «доделывать» проекты с помощью единомышленников из разных стран мира. Scratch, оперирующий мультимедиаязыком (в основном, визуальным), интуитивно понятен детям. Это инструмент для создания разных (но одинаково медийных и игровых по сути) проектов: мультфильмов, игр, анимированных открыток, музыки, «живых» рисунков, интерактивных историй и презентаций, компьютерных моделей, обучающих программ и т. д. Scratch – это не только среда программирования, но и социальная сеть, которая объединяет пользователей из разных стран. Здесь можно опубликовать свои проекты и посмотреть чужие, скачать их, изменить. Есть целые сообщества скретчеров (в том числе и русскоязычное:
5
См. об этом, например: Солдатова Г. Цифровое поколение.
6
Manovich L The Language of New Media. The MIT Press, 2002. P. 49.
7
Manovich L. Op. cit. R 43–66.
8
Одна из причин современной «постправды» – объемы обрушившихся на граждан «фейковых новостей», когда люди часто неспособны противостоять информационному потоку и готовы охотнее верить придуманным, мимикрирующим под новости, сомнительным сообщениям, чем новостям «солидных» изданий, или по крайней мере сомневаться и проверять источники.
9
Jenkins Н. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. N.Y.; L.: New York University Press, 2006.
10
См.: Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013. С. 145.
11
«Многие спортивные трансляции уже сейчас ведутся на сайте, скажем, sports.ru, с помощью скриптов, обрабатывающих статистику того или иного матча… Те же sports.ru работают над автоматическими фильтрами, которые сделают сухой текст трансляции похожим на речь Василия Уткина или Виктора Гусева, добавив характерные для ведущих обороты, любимые шутки и даже курьезные оговорки… На портале деловых новостей finmarket. ru робот создает новости на основе информации о торгах, накопленной за день. Робожурналиста запустил и “Яндекс”: автоматические тексты на основе информации о пробках рассказывают читателям о дорожной ситуации в городах России». См. об этом подробнее: Пуля В. 7 трендов: что ждет новые медиа в 2014 году?
12
Один из самых любимых видов времяпровождения современного человека – видеоигры (именно на их основе строится теория геймификации). В мире насчитывается около 1,5 млрд геймеров, 700 млн из которых онлайн-геймеры. Все эти люди прекрасно разбираются в структуре игры и не представляют свою жизнь без нее.
13
См., например: «ПостНаука», «Арзамас», «N+1», «Такие дела» и др.
14
См.:
15
Подробнее – на личном сайте режиссера:
16
К 2020 г. мы сможем увидеть кардинальное изменение более 35 % рабочих навыков, имеющихся у современных людей. Об этом сказано в докладе Всемирного экономического форума в Давосе «Будущее трудоустройства»:
17
Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М.: Академический проект, 2008. С. 459.
18
Медиа / под ред. А. Бриггза, А. Кобли. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 1.
19
См.: Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003.
20
Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004. С. 200.
21
Цит. по: Степанов МЛ. Machina ludens: размерность новых медиа // Международный журнал исследований культуры. 2011. № 3 (4). С. 40.
22
См. об этом, например: Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010. С. 42.
23
См.: Ингенблек В. Все о мультимедиа. Киев: BHV, 1996. С. 7.
24
Vaughan Т. Multimedia: Making It Work. 8th ed. McGrawHill, 2010. P. 1.
25
Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. Вып. 5. С. 11.
26
Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. М.: ЮРАЙТ, 2014.
27
См.: Deuze М. What is Multimedia Journalism? // Journalism Studies. 2004. Vol. 5. No. 2.
P. 140.
28
Ibid. P. 142–147.
29
Dahlgren R Media logic in cyberspace: Repositioning journalism and its publics 11 Ja-vnost – The Public. Journal of the European Institute for Communication and Culture. 1996. No. 3 (3). P. 64.
30
Мультимедийная журналистика – это больше, чем «работать на сайте».
31
Мирошниченко А. Форматы подачи и упаковки контента в условиях медиаконвергенции // Медиаконвергенция, которая изменила мир? / под ред. М.С. Корнева. М.: РГГУ, 2014. С. 66.
32
Интернет-СМИ: Теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2011.
С. 6.
33
Журналистика и конвергенция… С. 20.
34
Магера Т. О «бардах XXI века», евангелистах и НеФоруме блогеров // Какие медиа – такое и общество / под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013. С. 63.
35
См.: Дивный информационный мир.
36
См. об этом, например: Трыков В. История зарубежной журналистики: От истоков до Второй мировой войны. М.: Инфомедиа Паблишерз, 2007. С. 14–15; Уненова В.В., Старых Н.В. История рекламы, или Метаморфозы рекламного образа. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
37
См. об этом подробнее: Уненова В.В. У истоков публицистики. М.: Изд-во Московского ун-а, 1989. С. 11 и далее.
38
Трыков В. Указ. соч. С. 26, 47, 53–54.
39
Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. С. 9.
40
Уланова М.А. Интернет-журналистика. М.: Аспект-Пресс, 2014. С. 15.
41
Интернет-СМИ… С. 175–176.
42
Уланова МЛ. Указ. соч. С. 16–17.
43
Фильм о конвергентном ньюсруме IFRA, сделанном на базе Newsplex в Университете Южной Каролины, Всемирная ассоциация газет (WAN) стала распространять среди своих членов еще в начале 2000-х годов.
44
Цит. по: Баранова ЕЛ. Указ. соч. С. 76.
45
Интернет-СМИ… С. 279.
46
См. об этом: Гражданская журналистика на службе интересов общества. Регулярные интернет-записки превратились из развлечения в социальный феномен // Lenta.ru. 18.05.2005.
47
Черных А. Мир современных медиа. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2007.
48
См.: Медиа, журналистика и технологии в 2015 году.
49
Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. С. 84, 151, 158–159.
50
Журналистика и конвергенция… С. 60.
51
Интернет-СМИ… С. 317.
52
Там же и далее.
53
Гатов В. Postjournalist. Журналистика после цифрового перехода, [б.м.]: Издательские решения, 2015. С. 4, 5, 6.
54
Там же. С. 14.
55
Гатов В. Указ. соч. С. 121–123.
56
Журналистское образование в условиях конвергенции СМИ / под ред. Л.П. Шестеркиной. Челябинск: РЕКПОЛ, 2012. С. 15.
57
Цит. по: Баранова ЕЛ. Указ. соч. С. 102.
58
Амзин А. Новостная интернет-журналистика. М.: Аспект Пресс, 2012. С. 121.
59
Цит. по: Уланова МЛ. Указ. соч. С. 233–234.
60
Медиаконвергенция и мультимедийная журналистика / сост. С.Д. Балмаева. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2010. С. 51.
61
Гатов В. Указ. соч. С. 7–8.
62
Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: KAHOH-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. С. 313.
63
Елаева А. Столетие загадки: звуковая «открытка» Толстого американскому народу // РИА «Новости». 26.02.2008.
64
На самом деле, формулировка принадлежит коллеге Маклюэна – Джону Калкину, выразившему идеи Маклюэна. См. об этом:
65
См.: Shirky С. Cognitive Surplus. N.Y.: The Penguin Press, 2010. P. 191.
66
“What seemed a new channel for traditional media is actually changing it” (Ibid. P. 190).
67
В западной теории медиа распространяется новое, и в то же время опирающееся на воззрения Гарольда Инниса, Маршалла Маклюэна и Нейла Постмана, направление – медиаэкология, media ecology. См., например:
68
Taycher L. Books of the world, stand up and be counted! All 129,864,880 of you. August 05, 2010.
69
M'hamed el Aisati, Academic and Government Products Group (Elsevier), Amsterdam; Katy Borner and Angela M. Zoss, Indiana University,
70
Internet Usage and World Population Statistics,
71
Rosen /. The People Formerly Known as the Audience 11 Huffington Post. June 30, 2006.
72
Более подробно о классификации авторов см.: Мирошниченко А. Сервисы ленивого авторства. «Здесь был я»: как интернет использует бессознательное желание отклика // Московские новости. 31 июля 2012 г.
73
В статье «What is the 1 % rule?» (The Guardian. July 20, 2006.
74
См. об этом, например: Ingram М. What happens when journalism is everywhere? 11 Gigaom. November 18, 2011.
75
Этому явлению посвящена специальная статья; см.: Мирошниченко А. Журналистика брендов // OpenSpace. 8 апреля 2011 г.
76
Исторический очерк и анализ тенденции можно найти здесь: Мирошниченко А. Контент-маркетинг: как корпорации становятся медиа // Sostav.ru. 18 сентября 2013 г.
77
Gillmor D. We the Media,
78
Понятие «вирусный редактор» впервые введено в статье: Мирошниченко А. Интернет как вирусный редактор: блоги, поезд, майор // Slon.ru. 30 ноября 2009 г.
79
О механизме вирусного редактора подробнее см.: Мирошниченко А. Существо Интернета. 12 тезисов о вирусном редакторе // Частный корреспондент. 19 декабря 2010 г.
80
На улице Правды в Москве располагались во времена СССР типография и редакция органа ЦК КПСС газеты «Правда», а сегодня – комплексы крупнейших издательств и Всероссийской государственной телерадиокомпании – ВГТРК. – Примеч. ред.
81
Этот случай Эли Паризер описывал в своей лекции на TED Talks в марте 2011 г. См.:
82
“The algorithms that orchestrate our ads are starting to orchestrate our lives” (Pariser E. The Filter Bubble. What the Internet Is Hiding from You. N.Y.: The Penguin Press, 2011. P. 22).
83
Паризер Э. За стеной фильтров. Что Интернет скрывает от вас. М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.
84
Shirky С. Op. cit. R 25.
85
Как указывает Клэй Ширки, старое от нового в медиа отличается не форматами, а тем, как медиа связаны с активностью людей (Shirky С. Op. cit. R 38).
86
Подробнее о концепте ульевого медиа см.: Мирошниченко А. «Это “ж-ж-ж” неспроста!» Ульевые медиа придут на смену старым редакциям // OpenSpace. 06.09.2011.
87
См.: Finley К. A Brief History of the End of the Comments 11 Wired. 10.08.15.
88
Media-engagement и тролли. Как СМИ борются за комментарии и с комментариями // Texterra. 30 июня 2016.