Моя революция. События 1917 года глазами русского офицера, художника, студентки, писателя, историка, сельской учительницы, служащего пароходства, революционера - стр. 28
Александр Бенуа
Александр Николаевич Бенуа (1870–1960) – русский художник, представитель большой творческой династии Бенуа.
Александр Бенуа известен как книжный и театральный художник. Его перу принадлежат «Азбука в картинах» (1904), иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1916–1917), декорации к опере Стравинского «Петрушка» (1911).
Вместе с Сергеем Дягилевым он основал художественное объединение «Мир искусства» (1898–1927), выпускавшее одноименное издание. Участники группы устраивали выставки, в которых принимали участие многие известные художники.
Бенуа являлся и теоретиком и историком искусства, написав несколько искусствоведческих работ, в том числе «Путеводитель по Эрмитажу» (1910).
После революции художник работал в комитете по охране памятников культуры, занимался оформлением спектаклей в театрах. В 1918 г. он возглавил Картинную галерею Эрмитажа и издал ее новый каталог. Однако до конца принять происходившее тогда в стране он так и не смог. В 1926 г. А.Н. Бенуа покинул СССР и уехал во Францию.
1916–1918. 46–47 лет Петербург[117]
8 октября (25 сентября). Воскресенье. Утром И.У. Матвеев>1 из Москвы. Он отобрал у меня и повез с собой для приятелей несколько моих крымских этюдов. Днем милый Генри Брус>2. Позже Палеолог>3. Масса всяких анекдотов. Характерный ответ Сазонова>4 на требование Палеолога послать в Париж на конференцию настоящего русского государственного человека:.Но такого нет у нас!.
Вообще же Палеолог мрачно смотрит на положение дел. Пророчит в будущем у нас анархию, а для всего мира затяжную войну!
<9 октября (26 сентября)>
10 октября (27 сентября). Вторник. Работаю над композицией плафона для Мекка>5. Все еще не решил, делать ли ее в высоту или в ширину. Но сюжет аллегории уже установлен: «Время будит Труд (Геркулеса) и Торговлю (Меркурия)». В небе летит Аврора. Мне кажется, это подходящий сюжет для рабочей комнаты столь делового человека, как Н.К. фон Мекк. К сожалению, сильно мне мешает недостаток опыта. Лучше бы вовсе за такие вещи не браться!
<…> Вечером на «Хованщине» в Музыкальной драме. Досифей загримирован под Распутина>6. «Нестарый старец». Думаю, что настоящий Распутин куда интереснее, внушительнее, страшнее! В декорациях последней сцены не видно никакого леса, а во всю сцену амбар.
<11 октября (28 сентября) – 14 октября (1 октября)>
15 октября (2 октября). Воскресенье. Продолжаю пребывать в тоске и в какой-то странной рассеянности. К обеду Сомов>7 и Аргутинский>8. Днем рисовал натурщицу Шурочку – для фигуры Авроры.
16 октября (3 октября). Понедельник.