Размер шрифта
-
+

Мой первый марафон, или Дорогу осилит бегущий - стр. 14


Гора Сыркашинская


Шорцы

Гора Сыркашинская получила свое название от поселка Сыркаш, располагавшегося рядом и непосредственно на ней, а ныне ставшего районом Междуреченска. Название Сыркаш, в свою очередь, шорское, данное поселку местными жителями, шорцами, потомками Чингиз-хана и местных таежных племен. Общая численность этого народа – около 14 тысяч человек. И практически все говорят на русском языке.

Эти племена с незапамятных времен умели выплавлять железо и ковать из него различные изделия – оружие и инструменты. Этим они снабжали татаро-монгольскую Золотую орду. А в мое время, в 80-е, и особенно в 90-е годы минувшего столетия, когда многие жители города остались без средств к существованию, когда заработную плату задерживали месяцами, а если и выплачивали ее, то не деньгами, а продуктами, бытовой химией и техникой, многие шорцы ловили рыбу и продавали ее вдоль дороги.

И, конечно, многие жители нашего городка очень сильно пили, спивались целыми семьями. Пили дома, пили прямо на рабочем месте. Пили у токарного станка, пили в забое. Есть возле Междуреченска поселок с названием «Косой порог». В этом поселке находились также огороды, урожаем с которых многие горожане подкармливались, как и моя семья. Вечером некоторые жители поселка разгуливали вдоль дороги пьяными, как говорили, «косыми». И это меня в детстве не удивляло. Ведь я рос в шахтерском городе, а больше шахтеров, наверное, никто и не пьет. Поэтому ребенком я даже всерьез думал, что название «Косой порог» у поселка такое, потому что в нем было много пьяниц, которые утром продавали рыбу, а вечером уже гуляли на вырученные от ее продажи деньги. И так каждый день. Но на самом деле название поселка «Косой порог» говорило, конечно, о порогах на реке Томь, на берегу которой он находится. И никоим образом не характеризовало всех его жителей.

Пожалуй, одно из немногих детских воспоминаний про шорцев – это сборник шорских народных сказок «Сказки Шапкая», составленный Софроном Тотышем, писателем, собирателем и сказителем шорского фольклора. Эту книгу мне подарили в первом классе за победу в какой-то викторине или в соревновании по сбору макулатуры, не помню. К своему стыду, тогда я ее так и не прочитал, даже не открыл. И вот совсем недавно, спустя тридцать лет, благодаря интернету, я нашел этот сборник сказок и прочел его себе и своим детям. Закрыл шорский гештальт, так сказать.

СибЛАГ

Вернемся к Сыркашам. Интересно, что в этот поселок с 1952 по 1953 год был переведен на лесоповал заключённый Лев Николаевич Гумилёв, философ, этнолог, географ и историк, сын великих русских поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой.

Страница 14