Размер шрифта
-
+

Москва. Наука и культура в зеркале веков. Все тайны столицы - стр. 49

Во время Великой Отечественной войны метро использовалось как бомбоубежище. 6 ноября 1941 г. в огромном зале станции «Маяковская» появились трибуна в окружении знамен и бюст Ленина, у которого встал почетный караул. В поездах, стоявших на платформах, расположились буфеты. В зале были расставлены стулья, а в верхнем вестибюле у входа на эскалатор работал гардероб. В этот день здесь проходило торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции. «Маяковская» была выбрана не случайно: здесь располагался командный пункт городского штаба ПВО и была налажена связь со всеми районами города и с фронтом. К тому же это одна из самых больших станций московского метро.

На станции «Чистые пруды» (в советское время «Кировская») во время войны располагались узел Ставки Верховного главнокомандования и Генеральный штаб Советской Армии.

Станция «Новокузнецкая» была открыта во время войны – 20 ноября 1943 г. (архитекторы – И.Г. Баранов, Н.А. Быкова). Для советских людей она стала символом близости победы и возвращения к мирной жизни. Поэтому в ее оформлении очень сильны патриотические мотивы – впервые появляются скульптурные барельефы великих русских полководцев: Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова. Мозаику по эскизам Дейнеки собрал в осажденном Ленинграде художник В. Фролов, и после его гибели панно были привезены в Москву моряками Ладожской флотилии. Великолепные мраморные скамейки попали сюда из храма Христа Спасителя.

После войны, в 1950-х гг., была пущена Кольцевая линия. На ней находится, наверное, самая роскошная станция московского метро – «Комсомольская»-кольцевая. Ее наземный павильон стилизован под Петербургский (в советское время Ленинградский) вокзал. Здание с высоким шпилем, увенчанное пятиконечной звездой, спроектировано архитектором А.В. Щусевым. Он же был автором и самой станции «Комсомольская». Своды этого подземного дворца украшают великолепные мозаичные панно, выполненные по эскизам художника П.Д. Корина. Впервые в Москве была использована техника античной и византийской мозаики – панно составлялись не только из кусочков разноцветного стекла – смальты, но и из гранитных и мраморных камешков. Они посвящены ратным подвигам русского народа – здесь изображены герои национальной истории Александр Невский и Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов и Михаил Кутузов.

Одна бдительная уборщица сообщила «наверх», что художники делают «иконы» для метро – она имела в виду изображения древнерусских стягов с ликом Христа. Корина вызвали в горком партии, и неизвестно, чем это могло для него обернуться, если бы его панно не привели в восхищение Е. Фурцеву – будущего министра культуры СССР. Она вступилась за художника, и панно показали Н.С. Хрущеву. Тот посоветовал изобразить на стяге небольшие складки, чтобы сразу было ясно, что это не иконы.

Страница 49