Монстры у психотерапевта. Реальные психические расстройства героев ваших любимых фильмов ужасов - стр. 3
Мое исследование необычных и редких расстройств помогало избежать профессиональной скуки. Для понимания смысла этих эзотерических состояний часто приходилось выходить за пределы привычного психологического/психиатрического «пузыря» и изучать историю, философию и фольклор. Благодаря этому я узнал, как эти странные психологические явления повлияли не только на отдельных людей, но и на историю и популярную культуру.
Наиболее ярко это проявилось в одном из самых любимых состояний: сонном параличе. При этом расстройстве (о котором подробнее поговорим в главе 6) человек просыпается и обнаруживает, что может шевелить лишь глазами, и, будучи бодрствующим, видит кошмарные сны – по сути, галлюцинации. Это странное явление, вероятно, оказало глубокое влияние на судебный процесс по делу о колдовстве в Салемской деревне. Кроме того, оно хорошо объясняет, почему многие здравомыслящие и здоровые люди верят, будто их похищали инопланетяне, душили демоны или посещали призраки. Сонный паралич настолько страшен, что вплетен в сюжеты не менее семи недавних фильмов ужасов. Этот любопытный факт заставил меня задуматься, нет ли еще большей связи между моими исследованиями и кинематографом.
Эта идея кажется логичной на интуитивном уровне. Мы все знаем: фильмы ужасов не только развлекают, но и оказывают серьезное влияние на мир. Вспомните, как страшно ложиться спать после просмотра «Кошмара на улице Вязов» или как после «Челюстей» люди боялись плавать, не говоря уже про катастрофические последствия для невинных акул. Позднее режиссер Стивен Спилберг выразил сожаление по поводу «потакания безумию сумасшедших фанатов спортивного рыболовства», которые уничтожили популяцию акул у побережья Северной Америки после выхода «Челюстей» в 1975 году.
Изучая подобные связи, я не обнаружил недостатка в книгах, анализирующих фильмы ужасов с психологической или философской точки зрения с применением психоанализа или критической теории для изучения скрытых целей, таких как укрепление/разрушение гендерных стереотипов или поддержка/подавление сексуального раскрепощения. Тем не менее мне не удалось найти ни одной книги – ни для ученых, ни для широкой аудитории, – в которой бы рассматривался вопрос о том, как фильмы ужасов могут быть связаны с реальными психологическими расстройствами. Возможно ли, что, как и в случае с сонным параличом, эти фильмы намеренно или неосознанно затрагивают другие реальные клинические проблемы?
Исследуя вопрос дальше, я понял три вещи:
1. Изображения многих известных киномонстров действительно соответствуют реальным психологическим состояниям.