Монастырь и тюрьма. Места заключения в Западной Европе и в России от Средневековья до модерна
1
Goffman 1961. P. 5.
2
Goffman 1961. P. 6.
3
В понятии «Wahlverwandtschaften» (И. Гете), подразумевающего родство душ (примеч. пер.).
4
Treiber, Steinert 1980.
5
Foucault 1975. S. 143, 145.
6
Leclerq 1971.
7
Bohne 1922; Bohne 1925.
8
Hippel 1932; Radbruch 1950.
9
Geltner 2008.
10
Claustre 2007. Над тюремным заключением за долги в раннем Новом времени сейчас работает Симон Кастанье (Париж).
11
Schwerhoff 1991, особенно S. 95–104, 123–132.
12
Foucault 1975; Rothman 1971; Deyon 1975; Ignatieff 1978; Perrot 1981.
13
Rusche, Kirchheimer 1939.
14
Nutz 2001.
15
Spierenburg 1991, о вкладе Спиренбурга в историографию тюремного заключения см.: Bretschneider 2019.
16
Stier 1988; Ammerer, Weiß 2006; Bretschneider 2008.
17
Schuck 2000; Krause 2003.
18
Zysberg 1987; Martínez Martínez 2011; Zarinebaf 2010. S. 164–168.
19
Gentes 2008; Kollmann Shields 2012. S. 245–257; Morgan, Rushton 2013; Steiner 2014.
20
Исключение недавно вышедший тематический сборник, подготовленный одним из авторов данного введения: Makhotina 2021: Klöster als multifunktionale Orte der Einsperrung im Russland der Frühen Neuzeit, Jahrbücher für Geschichte Osteuropas, 69, 3/2021.
21
Хотя этот аспект был рассмотрен в работе: Schmähling 2009. Р. 161–186, там он затронут лишь вскользь, как одна из граней монашеской жизни. Пругавин (1906) и Гернет (1961) рассматривали монастырские тюрьмы только как карцеры реакционного царизма, не считаясь с особенностью монашеской обители.
22
Павлушков 2014.
23
Анисимов 1999; Анисимов 2019.
24
Kollmann Shields 2012.
25
Schmidt 1996.
26
Adams 1996.
27
Daly 2000.
28
Марасинова 2017.
29
Elias 1976; Акельев 2012б.
30
Начало положено историком и правоведом Сергеем Шаляпиным (Шаляпин 2013).
31
Среди многих других – Geremek 1988; Jütte 2000.
32
Козлова 2010.
33
Lavrinovich 2017.
34
Ammerer et al. 2010.
35
Подробнее см.: Heullant-Donat et al. 2011.
36
Lehner 2013; Lusset 2017, особенно S. 259–273.
37
Dopsch 2010.
38
Jezierski 2009.
39
Heullant-Donat et al. 2015.
40
Muchnik 2019.
41
Bretschneider 2014.
42
http://cloitreprison.fr.
43
Drossbach 2007.
44
Zedler 1732–1754, здесь Bd. 63 (1750), Sp. 1003.
45
См. статьи Махотиной и Марасиновой в этом сборнике.
46
См.: https://emc.hypotheses.org (дата обращения 05.01.2022).
47
Penco 1966; Pugh 1968; Leclercq 1971; Leclercq 1976; Pacho 1975. О сходстве монастыря и тюрьмы см.: Heullant-Donat et al. 2011.
48
Spierenburg 1991; Castan et al. 1991; Morris, Rothman 1995; Johnston 2000; Dunbabin 2002.
49
Lusset 2021.
50
Claustre 2007; Geltner 2008b; Cassidy-Welch 2011; Abdela 2019; Charageat et al. 2021.
51
Beaulande-Barraud 2011; Saule 2016; Given 2011.
52
Cassidy-Welch 2001; De Jong 2001; Hillner 2007; Geltner 2008a; Hillner 2015; Reno 2017; Cavero Domínguez 2017; Charageat et al. 2021.
53
Lehner 2013; Lusset 2017.
54
Heullant-Donat et al. 2011; Heullant-Donat et al. 2015; Heullant-Donat et al. 2017.
55
Oberste 1996; Füser 2000; Cygler 2002.
56
Heullant-Donat et al. 2015.
57
Dannenberg 2008.
58
Hurel 2015.
59
Lehner 2013; Manning 2014; Lusset 2017.
60
Lehner 2013. P. 1–10; Lusset 2017. P. 25–83.
61
Lehner 2013. P. 7–10.
62
Lusset 2017.
63
Hoyer 2018.
64
Ссылку на источники см. в: Lusset 2017. P. 263–264.
65
Heullant-Donat et al. 2011.
66
Lusset 2017. P. 264.
67
Lusset 2017. P. 232–234.
68
Hurel 2011. P. 125.
69
Hurel 2015.
70
Hurel 2011.
71
Начиная с XVI века монахи, преступившие закон, могут быть лишены монашеского звания и приговорены к отправке на галеры (Lehner 2013. P. 65–66).
72
Lusset 2017. P. 264.
73
Hurel 2015.
74
Lusset 2017. P. 262.
75
См., например, тюрьмы цистерцианского аббатства в Виллер-ан-Брабант (Coomans 2000).
76
Lusset 2017. P. 261–262.
77
Lehner 2013. P. 21.
78
О различных формах отлучения, каким могут подвергнуться монахи, совершившие преступление, см.: Lusset 2017. P. 236–245.
79
Ibid. P. 268.
80
Ibid. P. 269; Lehner 2013. P. 13.
81
Lehner 2013. P. 21.
82
Lusset 2017. P. 268–269.
83
Lehner 2013. P. 22.
84
Le Seigneur 2008.
85
Lehner 2013. P. 22.
86
Heullant-Donat et al. 2018: http://cloitreprison.fr/chapitre8-quartier-disciplinaire/ 8-2_punir-au-monastere.html.
87
Lehner 2013. P. 28.
88
Geltner 2008c; Lusset 2017. P. 264–265; Heullant-Donat et al. 2018: http://cloitreprison. fr/chapitre1-mur/1-4_diversite-lieux.html.
89
Charageat et al. 2021.
90
Lusset. P. 265–266.
91
Lehner 2013. P. 20.
92
Hurel 2011.
93
Иррегулярность есть такое состояние, которое вследствие некоего поступка или недостатка влечет за собой запрет на рукоположение в священнослужители и на совершение богослужения.
94
Marmursztejn 2011.
95
Lusset 2017. P. 269–270.
96
Lehner 2013. P. 25–26.
97
Lemesle 2012.
98
Lusset 2017. P. 270.
99
Ibid. P. 271–27; Lehner 2013. P. 18–20.
100
Cassidy-Welch 2011.
101
Claustre 2011.
102
Manning 2014.
103
Lusset 2021.
104
ОПИ ГИМ. Ф. 484. Ед. 67. Стб. 1 (1658).
105
ОПИ ГИМ. Ф. 226. Ед. 13. Стб. 56 (1667) и Архив СПбИИ РАН. Ф. 260 – колл. Н. К. Никольского. Ед. хр. 283.
106
Горицкий женский монастырь находился под руководством главного, мужского Кирилло-Белозерского монастыря. ОПИ ГИМ. Ф. 484. Ед. 67. Стб. 61–74.
107
ОПИ ГИМ. Ф. 484. Ед. 67. Стб. 29 (1679).
108
ОР РНБ. Ф. 229. Оп. 1. Д. 1303 (1692).
109
См. об этом статью Элизабет Люссе в этом сборнике.
110
См. об этом статью Фалька Бретшнейдера в этом сборнике.
111
Милованов 1888. С. 7.
112
Православная энциклопедия. Т. 18. С. 533.
113
Православная энциклопедия. Т. 18. С. 534.
114
Абрашкевич 1904. С. 518.
115
Православная энциклопедия. Т. 18. С. 534.
116
Там же.
117
ОДДС. Т. 14. Стб. 186 (дело № 144).
118
Цит. по: Суворов 1876. С. 217.
119
РГАДА. Ф. 1202. Оп. 3. Д. 42 (1700).
120
Абрашкевич 1904. С. 518.
121
Так, по решению Синода в 1729 году иеромонах Мельхисидек был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь за продерзости и пьянства в монастырские труды «скована до кончины жизни». ОДДС. Т. 9. Стб. 551 (Нр. 390, 1729 год).
122
Попов 1904. С. 230.
123
Marasinova 2016; Марасинова 2017.
124
Суворов 1876. С. 179.
125
Шаляпин 2013.
126
Цит. по: Суворов 1876. С. 185.
127
Там же.
128
Суворов 1876. С. 186.
129
Kluge 1977. Р. 51–64.
130
О явном покаянии как светским наказании см. том 3 Проекта Уложения Российского Государства (1720‐е гг.). РГАДА. Ф. 342. Оп. 1. Д. 33/3. Л. 1 об.
131
ОДДС. Т. 4. Стб. 405 (д. 377, 1724).
132
РГИА. Ф. 796. Оп. 6. Д. 84 (1725).
133
Гольцев 1896. С. 110.
134
Филиппов 1891. С. 357.
135
Там же. С. 358.
136
Там же.
137
См. подробнее: Шаляпин 2013.
138
Парамонов 1904. С. 123–136.
139
РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Д. 4500. Л. 12–18 (1741).
140
Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания российской империи. 1890. Т. 7. 134 (Нр. 2360 от 31 июля 1730).
141
ОДДС. Т. 14. Д. 482.
142
Попов 1904. С. 225.
143
ОДДС. Т. 10. Стб. 551/555 (1730. Д. 332).
144
О государственных мерах по контролю и попечению о бедных см.: Козлова 2010; Лавринович 2007.
145
Об истории первых медицинских школ в России см.: Чистович 1883.
146
Хотя для политических преступников из ближнего круга Петра жестокие инсценировки казни, конечно, сохранились. См., например, описание ритуала казни Гагарина в дневниковых заметках Берхгольца: Дневник 2000. С. 170.
147
Верховской 1916. С. 153.
148
Цит. по: Верховской 1916. С. 97.
149
Цит. по: Там же. С. 102.
150
Там же. С. 137.
151
Чистович 1868. С. 140.
152
Там же.
153
Цит. по: Там же. С. 141.
154
Цит. по: Чистович 1868. С. 141.
155
Верховской 1916. С. 138.
156
Там же. С. 147.
157
Цит. по: Верховской 1916. С. 147.
158
Цит. по: Верховской 1916. С. 149.
159
Даже для монашества был назначен достаточно светский директор, который должен был быть назначен архиереем для надсмотра над монахами.
160
Цит. по: Верховской 1916. С. 151.
161
См.: Ivanov 2020. Р. 127.
162
Цит. по немецкоязычному изданию: Foucault 2015. Р. 119.
163
Ibid. Р. 107.
164
Феномен «отсутствия ума» просматривается уже в актах XVII века. См.: Шаляпин, Плотников 2018.
165
Подробнее о дискурсе меланхолии и обращении с «меленколиками» см.: Махотина 2019.
166
РГИА. Ф. 796. Оп. 48. Д. 32.
167
Здесь он указал свидетельствовать Сенатом тех, кто «ни в службу, ни в науку не годятся, и если окажется дураком, то женитъся не допускать и деревень в наследство не справливать». Так правительство защищало имущество от «растраты имения».
168
Цитировано в документе о принятии безумного Гавриила Иванова. РГИА. Ф. 796. Оп. 54. Д. 297, 1767 год. Л. 1 об. – 2.
169
См. также: Шаляпин, Плотников. С. 37.
170
ПСЗ 1723. Т. 7. Номер 4296.
171
ПСЗ 1725. Т. 7. Номер 4718.
172
Русский архив. 1876. С. 360.
173
ОДДС. Т. 11. Стб. 283 (также: РГИА. Ф. 796. Оп. 12. Д. 212). 14.06.1731–26.01.1741.
174
Там же.
175
См. подробнее: Смагина 2013.
176
ОДДС. Т. 10. Д. 260 от 19 июня 1730 года.
177
Foucault 2015. Р. 96.
178
См. статью Фалька Бретшнейдера в этом сборнике.
179
По Уставу Учреждения о губерниях 1775 года.
180
Описанный в этом сборнике Еленой Марасиновой.
181
Foucault 1975.
182
Hinkle 2006.
183
Spierenburg 1991.
184
Brietzke 2000. Географическое распределение немецких учреждений см. на карте в конце статьи.
185
Цухтгаузом, или смирительным домом, называлось учреждение, в котором заключенных предполагалось «исправлять» трудом. Так же как и «долгауз», это понятие, как и техника обращения с противозаконностью, вошла в XVIII веке и в русский язык (примеч. пер.).
186
Hippel 1932.
187
Rusche, Kirchheimer 1939.
188
Учреждения, нем. Anstalt, употребляются здесь и далее следуя концепту Фуко для описания институтов социальной помощи, контроля, дисциплинирования и воспитания как: школа, тюрьма, клиника, казарма, исправительный дом, приют, богадельня (примеч. пер.).
189
Обзорно см.: Finzsch 1996.
190
Обзор историографии о тюрьмах см.: Bretschneider, Muchnik (в печати) sowie Bretschneider 2001.
191
Bretschneider 2014; Le cloître et la prison: http://cloitreprison.fr.
192
Foucault 1975. P. 43.
193
Schubert 1995; Hippel 2013.
194
Cerutti 2012. P. 231–242.
195
Foucault 1972, особенно p. 67–109.
196
Spierenburg 2007.
197
Carré 2016.
198
Carré 2016.
199
Обзор см.: Krause 1999.
200
Carrez 2005.
201
Torremocha Hernández 2018.
202
Toscano 1996.
203
Bradley 1982. См. статью Екатерины Махотиной в этом сборнике.
204
Eibach, Schmidt-Voges 2015.
205
Luhmann 1998. Т. 2. S. 618–634.
206
Hippel 2013.
207
Нем. «ganzes Haus» переводится в российской историографии как «всеобщий дом» (примеч. пер.).
208
Brunner 1956.
209
См.: Opitz 1994.
210
См.: Derks 1996.
211
Bräuer 2008. S. 76–77.
212
Sabean 1990. S. 236.
213
Richarz 1991.
214
Так в 1670 году главный священнослужитель саксонского двора Мартин Гейер, цит. по: Brietzke 2000. S. 13.
215
Holenstein 2003. См. также: Foucault 2004.
216
В тему вводит Härter 2000 и Iseli 2009.
217
Härter 2005. S. 680.
218
Обзор см.: Wagnitz 1791–1794.
219
Нормативной базой уголовного правосудия в старой империи был Peinliche Halsgerichtsordnung императора Карла V от 1532 года и множество территориальных сводов законов по княжествам и городам.
220
Schwerhoff 1999. S. 105.
221
Geremek 198; Jütte 2000.
222
Нем. Züchtlinge (примеч. пер.).
223
Beschreibung Waldheim 1721. S. 99–100.
224
Zedler 1732–1754. Vol. 63 (1750). Sp. 1008.