Размер шрифта
-
+

Монахи Константинополя III—IХ вв. Жизнь за стенами святых обителей столицы Византии - стр. 19

Глава 3

Названия, разновидности и правила основания монастырей

За время от Константина Великого до Василия, основателя Македонской династии, от Кастина, епископа Византия, до Фотия, патриарха Нового Рима, число монашеских обителей умножилось в огромной степени. По словам Шлюмберже, в самом Константинополе и в его пригородах «насчитывались сотни монастырей; не было ни одной церкви или часовни без монастыря при ней. В некоторых кварталах монастыри и всевозможные религиозные учреждения стояли в ряд один за другим, и не было видно конца этой линии».

К тому, что доля построек, предназначенных для монахов, была так велика, привели многие причины. Византийцы, несмотря на свой непостоянный и переменчивый нрав, в глубине души были очень религиозны. Их немного простодушную, доверчивую набожность постоянно возбуждали и увлекали богословские споры, причем предметами споров были самые тонкие вопросы христианской метафизики. Но больше всего они любили внешние проявления религиозности – церковные гимны, пышные церемонии, торжественные процессии. Эти люди, такие изменчивые, легкомысленные и даже испорченные, по странному сочетанию противоположностей, безгранично восхищались монахами и отличались почти суеверным преклонением перед суровыми аскетами в длинной траурной одежде, которыми была переполнена столица империи. Как отмечает Шлюмберже, «не было ни одного императора или принца, который бы не основал и не одарил великолепными пожертвованиями один или несколько монастырей» для этих аскетов, уравновешивавших своими покаяниями и добродетелями слабости других христиан. «Каждый состоятельный сенатор, каждый провинциальный архонт или разбогатевший делец, каждая знатная женщина при жизни или на смертном ложе основывали или обогащали какой-нибудь монастырь, чтобы добиться милости у Бога или искупить какой-то очень большой грех», – пишет Шлюмберже.

А иногда человек с возвышенной и благородной душой после беспокойной жизни, которую он провел среди случайностей войны или среди множества столичных соблазнов, тратил свои богатства на постройку монастыря, в котором находил покой для тела и убежище от ужасного разврата больших городов. Так поступил уже известный читателям Далматий, который при Феодосии командовал второй когортой.

Но благочестие было не единственной причиной, побуждавшей к таким проявлениям щедрости. Начиная с VII века, когда насильственная смена государей стала привычным делом, принцы, принцессы и придворные империи, тратившие большие средства на основание монастырей, конечно, часто думали, что трудятся для себя и готовят себе надежное убежище для печальных дней немилости, которой им всегда приходилось опасаться.

Страница 19