Мнемотехника: Секреты суперпамяти - стр. 7
Мнемозина родила от Зевса девять дочерей – муз. Музы – богини творческого вдохновения в искусстве и науке: Каллиопа – покровительница поэзии, Клио – истории, Мельпомена – трагедии, Полигимния (или Полимния) – героических гимнов, Талия – комедии, Терпсихора – танца и пения, Урания – астрономии, Эвтерпа – музыки, лирической поэзии, Эрато – лирической и любовной поэзии. Итак, богиня памяти, как мать муз, у древних греков распространяет свое влияние практически на все сферы деятельности человека. Это говорит о том, что уже древние греки прекрасно осознавали, что никакая деятельность человека не может осуществляться без памяти.
! ЭТО ВАЖНО!
Память – мать муз.
Вольтер
В этом смысле мы мало чем отличаемся от древних греков: у каждого из нас в жизни есть своя история, своя трагедия и своя поэзия, время от времени мы танцуем и поем, а иногда, обычно когда влюблены, смотрим на звезды. И как же здесь обойтись без памяти? Посмотришь на звезды, потом вернешь свой взгляд на землю, глянешь через плечо на объект своей любви и спросишь:
– Эй, ты кто? Что-то я тебя не помню.
Представляете, как сложно бы всем нам пришлось, не будь у нас памяти! Ни на звезды не посмотреть, ни потанцевать, ни спеть о широте души своей, ни разыграть трагедию в личной жизни, ни устроить фарс в кабинете начальника…
А знаете ли вы, что…
У людей-жаворонков продуктивность памяти максимальна с 8 до 12 утра (запоминается лучше то, что помогает развивать человеческое), а у сов – с 8 до 12 вечера (запоминается то, что предназначено развивать технологический прогресс).
Первая концепция памяти принадлежит Аристотелю, посвятившему этой проблеме специальный трактат «О памяти и воспоминании». Аристотель утверждал, что память присуща и человеку, и животным, воспоминание же – только человеку. Им были сформулированы правила для успешного воспоминания. Аристотель также указывал на возрастные изменения и индивидуальные различия памяти.
Знаменитый древнегреческий философ Платон в диалоге «Федон» описывает свое представление о памяти. По Платону в душе каждого человека есть восковая дощечка, «у кого-то она побольше, у кого-то поменьше, у одного – из более чистого воска, у другого – из более грязного или более жесткого, а у некоторых он помягче, но есть у кого и в меру»[Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2000. – С. 11.]. Для того чтобы что-то сохранить в памяти, «мы подкладываем ее под наши ощущения и мысли, мы делаем в ней оттиск того, что хотим запомнить из виденного, слышанного или самими нами придуманного, как бы оставляя на нем отпечатки перстней. И то, что застывает в этом воске, мы помним и знаем, пока сохраняется изображение этого, когда же оно стирается или нет уже места для новых отпечатков, тогда мы забываем и больше уже не знаем»[Там же.].