Митерикон. Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре
1
Архимандрит (преосвященный) Порфирий – Константин Александрович Успенский (1804–1885), епископ, русский востоковед, византолог, путешественник, переводчик Библии. В 1834 году в сане архимандрита был назначен настоятелем Одесского Успенского монастыря. С 1838 по 1841 год – профессор богословия в Ришельевском лицее, с 1839 года – ректор Херсонской духовной семинарии в Одессе. Одновременно о. Порфирий работал в Одесском попечительском комитете по тюрьмам и по поручению архиепископа Гавриила инспектировал духовные училища; некоторое время служил настоятелем посольской церкви в Вене.
В 1843 году по решению Священного Синода о. Порфирий начинает длительные экспедиции по странам Востока. В его задачу входило изучение нужд православия во владениях Турции и состояния церковных общин и памятников. Отец Порфирий посетил Константинополь, Сирию, Палестину, Синай, Египет, побывал на Афоне. В Синайском монастыре святой Екатерины ученый впервые обнаружил древний Синайский кодекс Библии (1845). Второе пребывание о. Порфирия на Востоке длилось с 1848 по 1854 год. Ученый побывал на Афоне и в монастырях Греции, в Константинополе, Египте, Малой Азии, Сирии. Отец Порфирий пробыл на Востоке более 15 лет. Он сделал очень много для ознакомления русских ученых и правительства с положением дел на Ближнем Востоке. Кроме того, о. Порфирий был переводчиком с греческого языка ряда ветхозаветных книг: Книги Бытие, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Песнь Песней, Книги Маккавейские (1869–1873 гг.). В основу его переводов была положена Лукианова рецензия по рукописям, открытым в афонских книгохранилищах. Как следует из «Предисловия к первому изданию 1891 года» святителя Феофана, затворника Вышенского, подлинная рукопись «Митерикона» «находится в публичной библиотеке, вместе с другими книгами преосвященного Порфирия. Рукопись эта 1450 года». По всей видимости, рукопись «Митерикона» была приобретена о. Порфирием на Афоне в годы его второго пребывания на Востоке.
Отец Порфирий скончался 19 апреля 1885 года и был погребен в храме во имя преподобного Романа Сладкопевца Новоспасского монастыря в Москве.
Архив епископа Порфирия хранится в Санкт-Петербургском отделении архива Академии наук, фонд 118.
2
В Евангелии от Матфея читаем: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). Здесь и далее Священное Писание цитируется по изд.: Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета – М.: Сибирская Благозвонница, 2012.
3
Вожделетельный — желаемый. Здесь имеется в виду сила страстей и похотей человеческих.
4
Отвне – вне, внешне, с внешней стороны.
5
Долулежание, или долулегание — поклон, при совершении которого человек с положения стоя ложится на землю лицом вниз, простирает руки в стороны, как бы изображая собой крест, и продолжает творить молитву в таком положении. Имеет место в исихастской практике.
6
Изглаждать — исключать, уничтожать.
7
Умертвив – смерть. Здесь: бесчувствие к миру.
8
Возращается — взращивается.
9
Кто не отречется всего имения своего, не может Мой быти ученик — ср.: Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником (Лк. 14, 33).
10
Кто оставит домы и села и виноградники ради Мене, сторицею приимет и живот вечный наследит — ср.: И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную (Мф. 19, 29).
11
Разрушение храмины сей велие — слова, взятые из Евангелия от Луки: А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое (Лк. 6, 49).
12
Сосложение — сочетание.
13
Во смирении нашем помяну ны Господь — ср.: Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его (Пс. 135, 23).
14
Аще не Господь созиждет дом, всуе трудится зиждущий — ср.: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1).
15
Умет – навоз, помет.
16
Глупый помысел! что ты возносишься? – В Евангелии от Луки читаем: Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14).
17
Сообращение — общение, пребывание с кем-либо.
18
Поскользновение — от глагола «поскользаться» или «поскользнуться», то есть идти скользким путем, спотыкаться. В данном контексте то же, что преткновение языка.
19
Отступите от мене еси, делающие беззаконие — ср.: Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего (Пс. 6, 9).
20
Не творите дому Отца моего домом купли — ср.: И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли (Ин. 2, 16).
21
Приразил — искусил, внушил что-либо.
22
Стучать в доску — обычай, довольно древний на Руси. В христианстве стучать в доску, как обряд, связан с силой святого креста, на котором был распят Иисус Христос, и сопровождается молитвой во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, что означает окончание богослужения.
23
Междочасие 1-го часа никогда не совершается в храме, но всегда келейно, в начале его читаются начальные молитвы. Междочасия совершаются в монастырях в непраздничные дни. Не бывает их в воскресенье, двунадесятые праздники, предпразднства и попразднства, в седмицы мясопустную, сыропустную, Великим постом, на Светлой и Троицкой седмицах. (Примечание из старопечатной Псалтири 1647 года).
24
Чин изобразительных — чин, совершаемый в те дни, когда нет полной литургии, либо литургия совершается на вечерне (например, в сочельники). Также вседневные службы Великого поста включают в себя вечерню, повечерие, утреню, часы (1, 3, 6, 9), изобразительны. Текст изобразительных содержится в Часослове. Чин изобразительных состоит из благословения, начала обычного, великой ектеньи, псалмов 102 и 145, песни догматического содержания «Единородный Сыне», пения «Блаженны», чтения Апостола и Евангелия, сугубой ектеньи, Символа веры, просительной ектеньи, молитвы «Отче наш», тропарей и кондаков, псалма 33, отпуста.
25
Примечание редакции «Митерикона» 1898 года.
26
Поклоны в церковной службе и в келейном правиле бывают как земными, так и поясными, в зависимости от дня. Поясными они бывают каждую субботу (кроме Великой) и каждое воскресение года, а также от Светлой утрени до Недели всех святых и от Рождества Христова до Крещенского сочельника. В большие праздники эти поклоны всегда поясные, в малые – могут быть поясными и земными, и здесь уже лучше сверяться с Уставом.
27
В Библии сказано, что Бог «установил день, в который намерен праведно судить обитаемую землю» (см.: Деян. 17, 31).
28
Начало греха, – говорит Премудрый, – есть гордость — Ср.: Ибо начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость (Сир. 10, 15).
29
Обоженый — от слова «Бог», то есть обожествленный.
30
Возлюбиши Господа Бога твоего всею душею твоею и… искренняго твоего, яко сам себе — ср. в русском переводе: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 37–39).
31
Очи твои право да зрят — ср. в русском переводе: Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою (Притч. 4, 25).
32
Иждивает (церк.), иждивлять, иждивить расходовать, изживать, проживать, говоря о времени и об имуществе.
33
Тенета — сети.
34
Аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели, ныне же вины (извинения) не имут о гресе своем — ср. в русском переводе: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем (Ин. 15, 22).
35
Делай дело Мое, и Я буду питать тебя, но откуда, не испытывай — в Книге Второзакония читаем: Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек (Втор. 8, 3). В Евангелии от Матфея эта же мысль выражена так: Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4).
36
Убезмолвиться — удалиться от всех мирских забот.
37
Ее трепетали – мучили, искушали.
38
Разженных (ми. ч.), разженный (ед. ч.) – раскаленный, огненный.
39
В оригинале – потребительница.
40
Наготовать – жить в бедности, наготе.
41
Никтоже может двема господинома работати — ср. в русском переводе: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (Мф. 6, 24).
42
Ибо у тех отнимается и то, что они думают иметь – переложение евангельских слов: Ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь (Лк. 8, 18).
43
Пелусийских (мн. ч.), пелусийский (или пилусийский – ед. ч.) – относящийся к земле Пелусийской – епархии Александрийской Православной Церкви (Египет).
44
Се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом – ср. в русском переводе: Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф. 19, 27).
45
Любящий Меня погубит душу свою ради Меня – переложение евангельских слов: Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 25).
46
В темнице бех, и приидосте ко Мне — ср.: В темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25, 36).
47
Борют, борет – бороть, то есть одолевать, искушать.
48
Иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и тогда гряди вслед Мене — ср.: Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною (Мф. 19, 21).
49
Шелуди — струпья, короста.
50
Смехотворствовать — шутить, забавлять, смешить кого-либо.
51
Постраждешь — пострадать, узнать, испытать.
52
Назирает — наблюдать.