Размер шрифта
-
+

Митерикон. Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре - стр. 8

. Ибо чего весьма многие из монахов не знают, ты всему тому научена точно, истинно и нелестно. Потому должно внимать тому со страхом и трепетом и исполнять то с тщанием и усердием, чтобы, проведши во всякой чистоте и честности краткие дни жизни своей, в час смерти ты вышла из тела своего среди радости и веселия ангелов и святых. Молитвы всех святых да будут с тобою, сохраняя тебя от всякого зла.

На этом слове хотел было я остановиться, но пришла другая мысль, которую и решился я изложить тебе теперь же со всей точностью. Слушай, храни и исполняй написанное мною, госпожа моя. Бог подает безмолвствующему и ищущему Его великие дары, которых никто другой получить от Него не может: сердце сокрушенное и смиренное, трезвенное, бодренное, целомудренное, кающееся, умиленное, в коем внедрена всегдашняя память о Боге, память о будущем суде и смерти; также усердие к чтению, сила и крепость не отступать никогда от Бога, сила предстоять Ему всегда со страхом и трепетом, чистота, кротость, терпение, благодушие. Когда безмолвник получит сии дары – слава Тебе, Спасе Христе! – ибо после сего многовожделенный Христос подает уже безмолвствующему освящение и здравие. Здравие же состоит в том, чтобы даже мысленно не вожделевать грехов мирского похотения, то есть богатства, похоти плотской, тщеславия, суетной чести от людей земных. Бог не может уврачевать того, кто прежде не взыскал и не стяжал показанных выше даров, чтобы, получив здравие без трудов в великом безмолвии, без постов и вообще, без всякого подвига безмолвнического, он не обратился к чести человеческой, не востщеславился тем, что здоров, и не ратуем страстями, и не впал в сеть дьявольскую, в гордость, ибо тогда последняя будет горше первых, потому что гордость больше всех грехов, и все другие грехи прибывают уже вслед за нею. Начало греха, – говорит Премудрый, – есть гордость[28] (ср.: Сир. 10, 15).

Таким образом, ум безмолвствующего становится обоженным[29], потому что он всегда имеет Бога в сердце своем, посредством добродетелей. Таковому уму невозможно быть у человека самому по себе, но памятью об Иисусе Христе и смерти вселяется Иисус в сердце безмолвника, и ум его становится обоженным, ибо от внимания и поучения в законе Христовом бывает он исполнителем заповедей Его, через исполнение заповедей внедряется всегдашняя память об Иисусе в сердце его, а от этого ум его делается обоженным. Тогда он бывает весь Христов и о том только помышляет, чтобы творить заповеди Его со страхом и любовью.

Я же подателя благ – Бога, подающего достойным Духа Святого и открывающего сокровенное в Божественных Писаниях, – славлю, благоговейно чту, хвалю и благодарю, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Ним же Ему слава со Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Страница 8