Размер шрифта
-
+

Митерикон. Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре - стр. 14

44. Блаженная Матрона говорила: «Господь мой сказал мне: Делай дело Мое, и Я буду питать тебя, но откуда, не испытывай[35] (ср.: Втор. 8, 3; Мф. 4, 4). Дело же Божие, во-первых, безмолвие, во-вторых, молчание, в-третьих, молитва, псалмопение и коленопреклонение, в-четвертых, чтение, в-пятых, слезы, в-шестых, память о Боге и смерти, в-седьмых, блаженное смирение. Сих же добродетелей ты не можешь стяжать, если не убезмолвишься[36] от всех мирских забот, хотя бы ты и мертвых воскрешала».

45. Она же сказала: «Терпение монахини обнаруживается в безмолвии и молчании. Ибо претерпевший же до конца спасется, – сказал Господь (Мф. 24, 13)».

46. Говорила также: «Впадающие в проступки в мире – и нехотя ввергаются в темницу, железа и цепи. Заключим и мы сами себя в темницу, наложим сами на себя узы, да этим произвольным наказанием избежим будущих мук. Темница же для монаха – его келия, в которой он безмолвствует ради Господа».

47. Еще говорила: «Начни доброе дело безмолвия и не слушайся врага выйти когда-нибудь из келии своей, кроме великой нужды и крайности, ибо терпением своим ты победишь дьявола».

48. Блаженная Матрона говорила о святой матери нашей Сарре, что она показала такое дивное и славное терпение, что ее трепетали[37] демоны и славили ангелы. Ибо тогда, как келия блаженной, в коей она безмолвствовала, стояла на берегу реки, она, во все шестьдесят лет жизни своей там, ни однажды не наклонилась, чтоб посмотреть в нее.

49. Блаженная Феодора говорила одной сестре: «Да будет известно тебе, дщерь моя, что монахиня, дружащаяся с мирянами или монахами, лишается дружества с Богом и находится на стороне демонов. Потому и называется она монахиней, что имеет любовь и стремление к единому только Богу».

50. Однажды монахиня пришла к преподобной и блаженной Феодоре и спросила ее о безмолвии. Блаженная, глубоко вздохнув и прослезясь, сказала ей: «О, сестра! Об ангельском житии ты спросила меня! Безмолвствовать – значит сидеть в келии своей с сокрушенным сердцем и страхом Божиим, удерживаясь от злопамятства и тщеславия. Такое безмолвие рождает все добродетели и хранит любящую его от разженных[38] стрел врага». Потом, еще вздохнув, продолжала: «О, безмолвие и молчание – мать сокрушения! О, безмолвие и молчание – родительница покаяния! О, безмолвие и молчание – зерцало грехов! О, безмолвие и молчание – свобода для слез и вздохов! О, безмолвие и молчание – сожительница смирения! О, безмолвие и молчание – просветительница души! О, безмолвие и молчание – родительница кротости! О, безмолвие и молчание – собеседница ангелов! О, безмолвие и молчание – вводительница в мирное состояние! О, безмолвие и молчание – световодительница ума! О, безмолвие и молчание – зрительница помыслов и сотрудница рассуждения! О, безмолвие и молчание – супружница страха Божия! О, безмолвие и молчание – твердыня поста, узда языка и препона чревоугодия! О, безмолвие и молчание – матерь молитвы, школа чтения, тишина помыслов и необуреваемое пристанище! О, безмолвие и молчание – докучательница Богу, ограда юных, подательница нераскаянного мудрования, охранительница от смущений всех, искренне возлюбивших тебя! О, безмолвие и молчание – благое иго и легкое бремя, упокоевающее и носящее носящего тебя! О, безмолвие и молчание – радость души и веселие сердца! О, безмолвие и молчание – одну себя испытывающее и о себе одной пекущееся, со Христом денно и нощно беседующее и непрестанно пред глазами имеющее смерть! О, безмолвие и молчание – день и ночь ожидающее Христа и хранящее надежду свою неугасимой! Желая Его, ты непрестанно поешь:

Страница 14