Размер шрифта
-
+

Мистическая история Донбасса

1

В. В. Иванов. История славянских и балканских названий металлов. – М., 1983, с. 150—152

2

К. Саган. Драконы Эдема. – М., 1986, с. 199.

3

см. Г. Луговский. О природе сакрального

4

см. Н. Праслов, Ранний палеолит северо-восточного Приазовья и Нижнего Дона. – Л., 1968, с. 143.

5

там же, с. 83—84; находки в Староселье и близ Таганрога.

6

см. В. Сафронов. Индоевропейские прародины – Горький, 1989, с. 283; Е. Черных. «Золотой век» древнейшей культуры Балкан. // «Знание – сила», №2, 1983.

7

Дж. Мелларт. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока – М, 1982, с. 19.

8

В. В. Иванов. История славянских и балканских названий металлов. – М., 1983, с. 54—80.

9

Э. Фромм. Анатомия человеческой деструктивности.

10

В. А. Сафронов. Индоевропейские прародины – Горький, 1989.

11

По мнению известного фольклориста В. Проппа тотем равнозначен благодарному животному сказок, или духу-помощнику шаманских воззрений, см. В. Пропп. Исторические корни волшебной сказки – Л., 1986, с.156.

12

А. Смоляк. Шаман: личность, функции, мировоззрение. – М., 1991, с.44.

13

А. Попов. Нганасаны. – Л., 1984, с. 94; см. также А. Смоляк, Указ, соч., с. 141.

14

А. Сагалаев, И. Октябрьская, Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак и ритуал. – Новосибирск, 1990, с. 96.

15

Как познают мир. – М., 1980, с. 65.

16

В. Сафронов. Индоевропейские прародины. – Горький, 1989, с. 81.

17

Техника – молодежи. 1979. №11.

18

Н. Руденко. Моя жена – колдунья. Техника-молодежи, №11, 1991

19

Знадоби з української демонольогії. – Львів, 1912, т. 2.

20

С. Максимов. Невидимая, нечистая и крестная сила. – М., 1989, с. 69.

21

А. Григоренко. Сатана там правит бал. Критические очерки магии. – Киев, 1990, с. 73.

22

Е. Мелетинский. Палеоазиатский мифологический эпос. – М., 1979, с. 195—196.

23

В. Басилов. Избранники духов. – М., 1984, с. 32.

24

там же, с. 46.

25

Е. Алексеенко. Шаманская нарта (коссул) у кетов. В кн. Материальная культура и мифология – Л., 1981, с. 178.

26

См.: Д. Бодде. Мифы древнего Китая// Мифология древнего мира. – М., 1977, с. 380—381.

27

там же, с. 388—389.

28

На Северном Кавказе был известен даже целый народ демиургов-богоборцев, которых называли нартами – см. подробней в главе «12 рогов и глаз анта»

29

А. Сагалаев, И. Октябрьская. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. – Новосибирск, 1990, с. 109—110.

30

Знадоби з української демонольогії. – Львів, 1912, т. 2.

31

Книга бытия, 3,22.

32

И. Вдовин. Природа и человек в религиозных представлениях чукчей. В кн.: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976.

33

Киев, 1990.

34

С ним связывается в «Работе и днях» золотое поколение людей.

35

В. Евсюков. Мифология китайского неолита. – Новосибирск, 1988, с. 43.

36

В. Евсюков. Мифы о мироздании – М., 1986, с. 108.

37

М. Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – М., 1987, с. 93.

38

Легенды и сказки индейцев Латинской Америки – Л, 1982, с. 26—27.

39

там же, с. 131—135.

40

У юрукаре пожар насылает злой дух Сарарума – там же, с. 162—170.

41

В. Скуратов. След светоносных. Тайны веков. 1. – М., 1977, с. 327—328.

42

В. Скуратов. «Увидевшие все до края мира», там же, с. 192—193.

43

А. Кифишин. Ветви одного дерева. Там же, с. 180—182.

44

Т. Хейердал. Приключения одной теории. – М., 1969, с. 210.

45

Вероятно, предками пиктов; считается, что одна из волн строителей Стоунхенджа – уэссекцы (1700 г. до н. э.) были родственны пеласгам и происходили из Эгейского бассейна – Дж. Хокинс, Дж. Уайт. Разгадка тайны Стоунхенджа. – М., 1973, с. 76.

46

Дж. Вуд. Солнце, Луна и древние камни. – М., 1981, с. 245—246.

47

там же, с. 248.

48

Ю. Шилова. Космические тайны курганов. – М., 1990.

49

там же, с. 217.

50

Дж. Вуд. Солнце, Луна и древние камни. – М., 1981, с. 247.

51

Античные гимны. – М., 1988, с. 322.

52

Ю. Петухов. Родина Аполлона. В кн. Дорогами тысячелетий. – М., 1989, с. 9—11.

53

С. Бессонова. Религиозные представления скифов. – К., 1983, с. 44.

54

с. 36—37.

55

там же, с. 91—92.

56

там же, с. 46.

57

там же, с. 42—43.

58

В. Дьяконова. Предметы и лечебные функции шаманов Тувы и Алтая. В кн.: Материальная культура и мифология. – Л., 1981, с. 148.

59

В. Дьяконова. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке. В кн.: Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. – Л., 1976, с. 277.

60

Ср. с хозяйкой земли богов в мифах шумерцев – Сидури.

61

М., 1987, с. 168—169.

62

там же, с. 92.

63

там же, с. 207.

64

Где «у» – древнейшее китайское название шаманов, а чаще шаманок; «сянь» – имя бессмертных святых в китайской мифологии, сопоставимое с древнеиранскими «Амеша Спента», а «го» – страна.

Страница notes