Размер шрифта
-
+

Мистическая история Донбасса - стр. 42

, – пишет Юань Кэ в книге «Мифы Древнего Китая»61. Связь шаманов с горами здесь и в арийских мифах не случайна. Горы представлялись древнему человеку местом контакта неба и земли, особенно это касалось «лысых гор». Видимо, такой лысой горой является Ситайшань, о которой пишет Юань Кэ: «Великий Хуан-Ди, рассказывает легенда, встретился с духами и бесами всей Поднебесной на Великой западной горе Ситайшань»62. Кстати, в китайском языке слово «си» значило «запад», а также было одним из обозначений шамана.

А вот и само непосредственное сообщение о стране шаманов, которая находилась, согласно «Книге гор и морей», к югу от Нюйчоу – страны женщин: «Чуть-чуть южнее находилась страна Усяньго – Страна шаманов. Все ее жители были шаманами, самыми знаменитыми из них были: У-сянь, У-цзи, У-пань, У-пэн, У-гу, У-чжэнь, У-ли, У-ди, У-се, У-ло. В правой руке они держат синюю змею, а в левой красную. На горе Дэнбао они собирали целебные травы. В этой стране водилось страшное животное бинфэн, похожее на кабана, покрытое черной щетиной и с двумя головами – спереди и сзади»63.


Критская «богиня со змеями» (скорее – жрица) весьма напоминает шаманок из Усяньго.


Это краткое сообщение дает достаточно много информации для анализа. Страна Усяньго64 находится где-то на западе от Китая, между страной женщин и страной мужчин. Такие две страны действительно обнаруживаются далеко на западе, а известны они нам как Скифия (страна мужчин) и Сарматия (страна женщин). Ведь согласно мифам и описанию Геродота, сарматы произошли от воинственных амазонок, причем имя одной из их предводительниц получила пограничная река между скифами и сарматами – Танаис. Хотя Геродот и не упоминает никакой страны между скифами и сарматами, при внимательном прочтении (к нему мы обратимся в следующей главе) выяснится, что некая буферная зона между этими народами все-таки существовала. В стране шаманов имеются какие-то горы, являющиеся непригодной природной зоной для обитания кочевников, которыми были скифы и сарматы. Геродот же говорит о существовании некой пустыни на краю скифских земель. Пустыня эта была таковой для кочевников, привыкших к степным просторам, а не кряжистым уступам, изрезанным оврагами и лесистыми балками. Именно таков ландшафт Донецкого кряжа – местности, располагающейся как раз в районе протекания Танаиса – так ранее обычно называли Северский Донец, путая его, особенно в нижнем течении, с Доном. Что могли означать две змеи, синяя и красная, в руках шаманов? Вероятно, это знак обладания, или повелевания двумя противоположными стихиями – земной и небесной. Мы уже рассматривали образы двух змеев-антагонистов – земного (водяного) и небесного (крылатого и огненного). Именно хтоническую и небесную энергию символизируют змеи в руках шаманов. Страшный зверь

Страница 42