Размер шрифта
-
+

Миссия пролетариата

1

Лукач Г. История и классовое сознание. М., 2003. С. 109.

2

См. Гигерич В. Производство времени // «Митин журнал». 1992. № 47–48.

3

Аристотель. Сочинения в 4 т. М., 1978. С. 304.

4

Наиболее содержательный анализ эпимелеи принадлежит Мишелю Фуко. См. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социологос. Вып. 1. СПб., 1997.

5

См. Аристотель. Сочинения. М., 1975. Т. 1. С. 114–116.

6

Подобная точка зрения излагается, например, в «Феноменологии духа», которая во многих отношениях близка к методу Маркса. Очень важным, например, является утверждение Гегеля, что «в истине как всеобщем содержится и ложное, но уже не в качестве ложного» (Гегель. Феноменология духа. СПб., 1999. С. 38).

7

Лукач Г. История и классовое сознание. М., 2003. С. 168.

8

Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991. С. 145–160.

9

Лукач Г. Указ. соч. С. 196.

10

Слепое пятно (фр.) – термин Жака Локана.

11

Кант И. Сочинения. М., 1963. Т. 3. С. 264–267.

12

Уже для даосской этики (Ян Чжу, Чжуан-цзы) было совершенно очевидно, что любая замкнутая автономная система добродетели слепа и поэтому легко может быть «похищена Большим Вором», например тоталитарным государством или правящим классом. См. подробнее: Секацкий А. Чжуан-цзы и даос Емеля // Александр Секацкий. Прикладная метафизика. СПб., 2005. С. 194–286.

13

Лукач Г. Указ. соч. С. 194.

14

Ильенков Э. В. Очерки диалектической логики. М., 1974.

15

В СССР еще в тридцатые годы преобладала трактовка социальной проблематики как решающей для понимания мира и, разумеется, его переустройства, труды К. Р. Мегрелидзе, Б. М. Гессена, П. М. Жакова остаются и по сей день образцами материалистического понимания истории. Лишь в сороковые годы начинает казаться, что «диалектика природы» предшествует диалектике общественной жизни, она, так сказать, обладает более общим статусом в порядке объяснения. Усилиями А. Деборина, М. Митина, Б. Кедрова и других «философов» диамат становится краеугольным камнем марксистской, точнее говоря, советской философии, что еще раз подтверждает вступление страны победившего социализма в охранительную стадию, в период стагнации.

16

Богданов А. А. Тектология, или Всеобщая теория систем. М., 1996.

17

Юнгер. Рабочий и гештальт. СПб., 2001.

18

Конкретно-историческое рассмотрение вопроса требует детальных исследований.

19

Секацкий А. К. Бытие в признанности: истоки современной политики // «Мысль». СПб., 2004. № 5. С. 51–71.

20

Кожев А. Введение в чтение Гегеля. М., 2004.

21

См. Секацкий А. От формации вещей к эпохе текстов // «Вестник Санкт-Петербургского университета». СПб., 2000. Сер. 6, вып. 1. С. 12–18.

22

Поршнев Б. Ф. Феодализм и народные массы. М., 1964.

23

См., например: Гуковский А. И., Трахтенберг О. В. Очерк истории докапиталистического общества и происхождение капитализма. М. – Л., 1931. Делевский Ю. Социальные антагонизмы и классовая борьба в истории. СПб., 1910.

24

Имя «знать» в свою очередь было когда-то отнято воинами кшатриями у специалистов по словам, монопольно обладавших знанием и тем самым знатностью.

25

Лукач Г. Указ. соч. С. 267.

26

Равно как и «Диалектику природы» Энгельса, к которой даже в советские времена было принято относиться снисходительно. В книгах почти всех мыслящих советских марксистов от К. Р. Мегрелидзе и Б. М. Гессена до Генриха Батищева можно заметить с трудом скрываемое пренебрежение к этому произведению Энгельса. Народ же, в смысле активистов общества «Знание» и участников партполитуче-бы, напротив, «Диалектику природы» любил больше прочих произведений классиков и находил в ней пищу для размышлений.

27

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 46, ч. 1. С. 479.

28

См., например, высказывания Веры Фигнер, Николая Морозова, Степняка-Кравчинского и многих других в фундаментальной хрестоматии «“Народная воля” в документах и воспоминаниях». М. – Л., 1931. Ленин в различных своих работах просто констатирует этот факт как нечто само собой разумеющееся.

29

Своеобразная художественная апология революции как школы жизни представлена в романе Андре Мальро «Надежда».

30

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. С. 414.

31

Ницше Ф. К генеалогии морали. Сочинения. Т. 2. М., 1990.

32

Бахтин М. М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965.

33

Михаил Бахтин в своем исследовании шел обратным путем. После книги «Фрейдизм», где сформулированы основные претензии к психоанализу со стороны материалистического понимания истории, он восстанавливает именно тот модус целостной практики, на смену которому и пришел психоанализ.

34

Жижек С. Кукла и карлик. Христианство между ересью и бунтом. М., 2009. С. 166–167.

35

Здесь проявляется то, что Луи Альтюссер назвал сверхдетерминацией, – см. Альтюссер Л. За Маркса. М., 2006.

36

Ситуация резко изменилась в период отлива эманации. Никита Фирсов, герой рассказа Андрея Платонова «Река Потудань», на вопрос старика: «Всех ли буржуев истребили?» – снисходительно отвечает: «Да нет, не всех… Да ну их, квелые какие-то нынче буржуи».

37

См., например: Рансьер Ж. Разделяя чувственное. СПб., 2007.

38

Тут Фрэнсис Фукуяма прав, просто ему на мгновение (на одно эйфорическое мгновение) показалось, что остались только «свои», только одно прогрессивное человечество, стоящее на коленях перед Америкой.

39

Аристотель. Сочинения. Т. 4. М., 1978. С. 304.

40

См. Фрейд З. По ту сторону принципа наслаждения // Труды разных лет. Т. 1. Тбилиси, 1991.

41

Что находит особенно трогательное выражение в американском Билле о правах.

42

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 24. С. 439.

43

Лукач Г. История и классовое сознание. М., 2003. С. 325.

44

Так и великий воин «возгорается» в воинском братстве. Знаменитую пословицу «Один в поле не воин» вполне можно отредактировать по-пролетарски: один на площади не бунтарь…

45

См. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000. С. 120–128.

46

Лукач Г. История и классовое сознание. М., 2003. С. 332.

47

Там же. С. 237–238.

48

Лукач Г. Указ. соч. С. 369.

49

См. Федоров Н. Сочинения. М., 1984. С. 116–126.

50

Делез Ж. Логика смысла. М., 2000. С. 84.

51

Среди самых невероятных гримас истории находится как раз попытка героизации капиталистического труда, предпринятая в эпоху перестройки, когда отдельные восторженные публицисты вознамерились создать аллею Героев труда из предпринимателей и «кооператоров».

52

Маркс К. Капитал. М., 1949. С. 114–117.

53

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М., 2006.

54

См. Петров М. К. Язык, знак, культура. М., 1991.

55

Зомбарт В. Буржуа. Сочинения. Т. 1. СПб., 2005.

56

См. Секацкий А. Дезертиры с острова сокровищ. СПб., 2006.

57

Так понимает сознательность, например, Кант.

58

Достаточно вспомнить имена Богданова, Циолковского, Луначарского, того же Андрея Платонова.

59

Луиджи Гальвани (1737–1798) – итальянский естествоиспытатель, неутомимый исследователь природы электричества.

60

Альдини Д. Исследования по биомеханике трупов. Петроград, 1921. С. 87.

61

См. Kittler F. Grammophon, Film, Typewriter. Berlin, 1987.

62

Альдини Д. Исследования по биомеханике трупов. Петроград, 1921. С.104.

63

Там же, С. 60.

64

«Исследования ЦИТ». М., 1923. Т. 1, вып. 2. С. 17–79.

65

Некоторые выводы этой статьи отражены в книге: Бернштейн Н. А. Общая биомеханика. Основы учения о движениях человека. М., РИО ВЦСПС, 1926. С. 412. К сожалению, в последующих широко известных книгах Бернштейна о Лаборатории особых трудовых ресурсов нет ни единого слова.

66

Альдини Д. Исследования… С. 53.

67

Глябин Д. О пополнении легионов свободного труда // «Про' летарский авангард». 1923. № 1. С. 3–4.

68

Там же. С. 55.

69

Лукач Г. История и классовое сознание. М., 2003. С. 191.

70

Лукач Г. Указ. соч. С. 101–102.

Страница notes