Мир творческой личности. Опыт научной рефлексии - стр. 35
Творчество как предназначение и призвание
О трансцендентной природе творчества, как мы увидели, писали и экзистенциальные и гуманистические психологи. Но и не только они. Философы первые заметили трансцендентную сущность творчества.
Русские философы говорили о том, что природа творчества – внеличностная. Н. Лосский86 источник развития человека видит в «целестремительности» внутреннего мира человека. Он вводит такой термин, как «самодовлеющее стремление» – стремление человека к чему-то самоценному, что не является средством для чего бы то ни было и что характеризует его как индивидуальность. Лосский составил вертикально ориентированную классификацию людей: тех, кто обслуживает свои физические потребности (чувственный тип); тех, кто захвачен преимущественно самоутверждением в разнообразных формах (эгоцентричный тип); и тех для кого наибольшую ценность представляет то, что выходит за пределы его физической индивидуальности и его эго (сверхличный тип). К последнему типу он относит религиозных подвижников, великих художников и теоретиков, которым открываются действительные связи явлений. Лосский тонко замечает, что у выдающихся художников, ученых, общественных деятелей самолюбие, честолюбие и другие качества эгоцентрического типа могут быть чудовищно развиты, но все же они обладают высокой способностью стушевываться перед сверхиндивидуальным, делаться носителем его. Сверхличный уровень ярко выступает в жизни и творчестве великих людей, но и самые обыкновенные деятельности заключают в себе на каждом шагу сверхличные элементы: это всякое непреднамеренное и бескорыстное проявление любви к делу, к другому человеку. Таким образом, Лосский обозначает «вертикаль», иерархию уровней развития, на верхнюю, «сверхличную» ступень которой поднимается человек любого психологического типа, когда он раскрывается как творческая личность.