Мир творческой личности. Опыт научной рефлексии - стр. 34
Важна для нас точка зрения К. А. Абульхановой-Славской на проблему индивидуальности – всеобщности: общество, складывающееся из индивидуальностей, не обязательно должно быть обществом только индивидуалистов, которые используют общественные интересы в личных целях и тем самым разрушают целое. Модель общества, складывающегося из взаимодополняющего многообразия индивидуальностей, а не унифицированных индивидов, является по сравнению с безличным, отрицающим индивидуальность обществом прогрессивной и продуктивной.
Самая большая сложность в проблеме личной жизни состоит в том, считает К. А. Абульханова-Славская, чтобы не следовать событиям жизни слепо, как они складываются, а строить свою жизнь осознанно. Еще одна сложность заключается в том, что за жизненными фактами и явлениями не всегда проглядывает их истинный смысл и сущность, что значения событий зачастую скрыты и от самого «хозяина жизни». А потому жизнь личности никогда нельзя оценивать по одним лишь фактам, равно как и намерениям. И это мы хорошо видим на примере любых революционных художников и музыкантов, как то импрессионисты или джазовые музыканты.
Большая независимость личности в творческом плане, пишет Абульханова-Славская, зачастую оборачивается его большей социальной зависимостью и более глубоким переживанием этой несвободы в силу его творческого склада, тогда как функционеры всегда имеют большую свободу, но в рамках общественно гарантированного направления, одновременно лишаясь творчества, тонкости, сложности.
Итак, некоторые российские ученые созвучны экзистенциальным и гуманистическим психологам в описании природы творчества и творческой личности. Они созвучны в представлении творчества как свободной, аутентичной, самоцельной деятельности, которая осуществляется не для приспособления и не для успеха в социуме. Они пишут о том, что творческий человек – это мужественный человек, который всегда отстаивает свою индивидуальность. Вместе с тем, один существенный момент не затрагивают российские исследователи – они ничего не пишут о трансцендентном опыте творческого человека. А экзистенциальные мыслители говорят, что способность к трансценденции главная отличительная особенность истинного творца и новатора.
Таким образом, современные экзистенциальные философы и психологи, размышляя о творчестве, говорят не о наследственности и воспитании талантов, а настаивают, что жизнь человека – это всегда его выбор. А выбор в пользу творчества – всегда мужественный выбор «смелости быть» (П. Тиллих). Потому что творчество – это всегда восстание против авторитета, это смелость иметь мнение, взгляд, образ совершенно иной, чем традиционный в обществе, это смелость делать те дела, успех которых не обеспечен прошлым опытом. А потому чтобы решиться на путь, успех которого не гарантирован (и мы знаем, что немало людей погибли на этом пути) требуется необыкновенная, поразительная сила личности.