Мир глазами святителя Николая Сербского - стр. 19
Освальд Шпенглер.Закат Европы
Три фатальных духа европейской цивилизации суть Дарвин, Ницше и Маркс.
Святитель Николай Сербский.Три призрака европейской цивилизации13
Самая трудная Христова задача сводилась к тому, чтобы научить людей быть богами, ведь они впрямь дети Божии. Европа же на протяжении всего XIX века как только могла пыталась учить и убеждать людей, что они животные и потомки животных. Первое учение приводит к любви к человечеству и миру, второе – к презрению человечества и войне.
Святитель Николай Сербский.Всечеловечество14
Кризис европейской цивилизации
Во многих своих проповедях, лекциях и статьях святитель Николай Сербский касается темы дарвинизма. Он полагал, что без учета фактора «дарвинизма» трудно понять многие трагические события ХХ века. Казалось бы, какая может быть связь между теорией Чарльза Дарвина, относящейся к биологической науке, и такими социальными катаклизмами, как две мировые войны, революции 1917 года в России, Великая депрессия 1930-х годов и многое другое? Святитель разъясняет, что самая прямая. Почитаем, что по этому поводу пишет Николай Сербский в статье «Три призрака европейской цивилизации», которая была опубликована в журнале «Христианская мысль» накануне Второй мировой войны (Белград, август– сентябрь 1939 года)15.
Святитель в указанной статье продолжает тему, которую он обдумывал и озвучивал на протяжении многих предыдущих лет. Тема эта – кризис европейской цивилизации. Под «европейской» он имеет в виду «христианскую» цивилизацию. Конечно, кризис незаметно назревал и развивался в течение многих веков. Но начало острой фазы кризиса святитель датирует XVIII веком. 16 декабря 1919 года в лекции, прочитанной Николаем Сербским в лондонском кафедральном соборе святого Павла в присутствии королевских особ, он сделал очень решительное и смелое заявление: «Мой тезис прост и ясен. Я утверждаю: Европа уже не центр и не средоточие мировой цивилизации, выстраиваемой на основе христианской веры в течение более девятнадцати веков. В XVIII столетии Европа перестала быть центром самой передовой мировой цивилизации. Сейчас она, качаясь и оступаясь, бредет по самой кромке пропасти, грозящей ей гибелью, жадно хватаясь то за одни, то за другие изменчивые ценности»16. Почему именно XVIII век? Потому что тогда в Европе распространились, подобно эпидемии чумы, идеи французских философов-просветителей (Монтескье, Дидро, Вольтер, Руссо и др.). Эти идеи, в отличие от идей более ранних европейских философов (пытавшихся примирить христианство и позитивную науку), были уже откровенно атеистическими и даже богоборческими. Французы стали убеждать Европу, что выше науки нет ничего, а христианская религия – либо предрассудок, либо одна из научных гипотез. Но это еще были «цветочки», «ягодки» появились в следующем столетии.