Мир аутизма: 16 супергероев - стр. 19
Предлагаемый в этой книге подход не предназначен для выявления нарушений. Так же как и теория Блейлера, он направлен на выявление связей между миром условной нормы и миром условной патологии.
Эта книга во многом построена на сопоставлении образов патологического мира психической болезни и аутистических структур, лежащих в основе социальной мифологии. Исходя из концепции Блейлера, состояние людей с тяжелыми нарушениями можно воспринимать как проявление некой обособленной культуры, в своей основе сопоставимой с культурой всего человечества. Повторяющееся ритуализированное поведение и своеобразие движений людей с глубоким нарушением социализации могут помочь лучше понять культы, мифы и ритуалы, неотъемлемые от нашей социальной жизни. Но и происходящие в обществе процессы, может быть, полезно рассматривать как проявления неких значимых патологических закономерностей. Безумие – это точка опоры, внесоциальная территория, позволяющая взглянуть на систему социальных ролей и принятых в обществе ценностей со стороны.
Где-то совсем рядом с нами находятся сложные и подлинные миры. Аутистические миры психических болезней, скорее всего, существовали на протяжении всей истории развития человеческой культуры, и при всей кажущейся инаковости и загадочности патологические состояния по-своему более стабильны, чем постоянно меняющаяся социальная реальность. Человеческая культура тысячелетиями развивалась, взаимодействуя с миром безумия, и не всегда можно понять, где пролегает граница между принятыми социальными практиками и проявлениями психической патологии.
Аутистическое мышление отрывается от реальности, уходит от нее или стремится преобразовать по своим специфическим законам. Но если аутистический мир психической болезни и социальная мифология имеют общую природу, то безумие нельзя свести к одной лишь неврологической патологии. Эта какое-то самостоятельное явление, явление природы, в конечном счете доступное для изучения естественно-научными методами.
С точки зрения физиологии аутизм интересно соотнести с идеей отечественного физиолога Вячеслава Швыркова об особой роли нейронов запаса. Нейронов, не получивших поведенческой специализации. Эти нейроны могут нести обобщенный эволюционный опыт, выходящий за рамки функционирования отдельного организма, за рамки приобретенного прижизненного опыта.
Швырков, скорее всего, не был знаком с работами Блейлера, но он возложил на нейроны запаса задачи, решаемые аутистическим мышлением: удовлетворение противоположных желаний, снятие неразрешимых противоречий. «Противоречия между нейронами – это противоречия и между элементами субъективного опыта, для устранения которых приобретается новый опыт, порождающий новые противоречия. Сложность межнейронных и межсистемных отношений должна приводить к тому, что среди “нейронов запаса” время от времени складываются функциональные системы, не имеющие никакого отношения к реальности, но согласующие противоречивые элементы жизненного опыта. Это могло бы объяснить появление человеческих фантазий и творчества, т. е. не только усвоение готовых социальных функциональных систем, но и образование новых “индивидуальных”, которые при соответствующих условиях могут становиться общесоциальными». Швырков занимался изучением активности отдельных нейронов и связи этой активности с поведенческими проявлениями. Нейроны, включенные в функциональные системы, обеспечивающие решения адаптационных задач, нейроны, получившие поведенческую специализацию, можно соотнести с реалистическим мышлением по Блейлеру. Но в реальности нельзя удовлетворить несколько противоречивых желаний одновременно. Такие противоречивые ситуации могут привести к активации нейронов запаса, функции которых очень близки к аутистическому мышлению: «Грандиозность количества и разнообразия нейронов “запаса”, который … используется для согласования потребностей нейронов, специализированных относительно противоречивых элементов сознания, обусловила создание религий и философий, так или иначе устраняющих это противоречие, в том числе с помощью специального поведения, такого, как принесение жертв и совершение молитв и обрядов, построение капищ, египетских пирамид, церквей, мечетей и т. д.».