Миграция и эмиграция в странах Центральной и Юго-Восточной Европы XVIII-XX вв. - стр. 56
Массы людей, перемещавшихся по Юго-Восточной Европе, принадлежат определенным этническим и конфессиональным группам. Путем миграций, колонизации, перехода территорий из одного государства в другое в Юго-Восточной Европе сложился своего рода культурный космополитизм, который в свою очередь спровоцировал множество процессов и феноменов, имеющих социальный, культурный, идеологический и политический характер. Он также способствовал изменениям этнодемографической, конфессиональной, демолингвистической структуры на территориях, из которых выбыли и в которые прибыли те или иные общности, повлиял на ситуацию в культурной, интеллектуальной жизни, изменение культурно-этнических границ. Как уже отмечалось, в течение 5–6 веков миграция сильно повлияла на коллективный менталитет, коллективную память, на идентификацию зла – и у иммигрантов, и у эмигрантов.
Вместе с наступлением османского преобладания Юго-Восточная Европа, являвшаяся в большинстве своем христианской и населенная славянами, греками, албанцами, обогатилась сразу новым этносом – тюркским, и новой конфессией – исламской, которая становится доминирующей конфессией. Исламское и тюркское население оседало среди европейского христианского населения на всей территории от Дуная до Средиземного моря. Юг Молдавии и Добруджа будут заселены татарами-мусульманами. Одно время тюркское, исламское население будет составлять также значительную часть населения Венгрии и Баната. Этноконфессиональная структура Юго-Восточной Европы и особенно балканского полуострова будет резко изменена. Численность тюркского населения увеличивалась путем перманентной колонизации вплоть до XIX в., количественный рост мусульман был также связан с переходом христиан в исламское вероисповедание.
Начавшийся исход с Балканского полуострова больших христианских этнических групп – албанцев, болгар, греков, сербов, хорват (в районы к северу от Дуная, в том числе в румынские княжества, на запад – в Италию, Австрию, Германию, а начиная с XVIII в. в большом количестве также и на восток – в Украину и Россию) вел к ассимиляции, образованию анклавов, этнических и лингвистических диаспор, в католическом мире Центральной Европы возникают, в частности, православные анклавы. Хотя в потоке беженцев преобладали православные, имелись также группы католиков (албанцев, болгар, хорватов, сербов), направлявшихся в венгерские земли Габсбургской монархии109.
На европейские территории Османской империи переселяются евреи-сефарды, изгнанные из Испании. Габсбурги предпринимают свои нашествия на балканские территории Османской империи, обращаясь к славянскому населению с призывами эмигрировать в австрийские и венгерские земли, и приводят туда за собой большое количество сербов, босняков, греков, албанцев, болгар (в значительной своей части католиков), призывают переехать из Олтении в Банат переселившихся туда болгар-католиков