Мифы Румынии - стр. 4
Непосредственное формирование румынской нации берет начало в конце XIX столетия – после образования королевства Румыния, закончившегося лишь в 1918 году присоединением Трансильвании. Интересно происхождение термина «румын». В Средние века существовало два слова – rumân и român, и ими обоими называли серва, то есть крестьянина, находившегося в зависимости от феодала. Однако впоследствии значения терминов поменялись: первый по-прежнему продолжил обозначать серва, а когда господарь Валахии и Молдовы Константин Маврокордат отменил крепостную зависимость (в Валахии это произошло в 1746 году, а в Молдове – в 1749-м), вообще вышел из употребления. Что до român, то это слово сохранилось в языке и стало обозначать национальную принадлежность. Однако на русском мы говорим именно «румын», а не «ромын», как было бы правильно.
Подытожим: предками современных румын были даки – фракийское племя, испытавшее на себе влияние сначала римлян, а затем – славян.
Глава 2
Пантеон богов и их влияние на становление румынской мифологии
Дакийский пантеон
Как мы уже говорили, корни румынской мифологии уходят в мифологию дакийскую. Однако – вот проблема! – из-за интенсивной романизации и появления христианства до наших времен дошло не так уж и много сведений о том, чему поклонялись даки и во что они верили. Их религиозные воззрения смешались с римскими, причем последние, разумеется, стали преобладать, и потому вычленить из имеющегося пантеона богов и мифических героев исконно дакийских довольно трудно. Тем не менее кое-что историкам все же удалось. Так, известно, что религия даков была политеистической с уклоном в генотеизм, то есть существовало множество различных божеств, которым поклонялись, однако всеми ими заправлял один-единственный бог, можно назвать его верховным, который обладал полнотой власти и которого почитали превыше всех остальных. Таким верховным богом являлся Гебелейзис – бог грозы и молнии. Его имя происходит от индоевропейского корня *g’heib, что означает «свет, молния». На всех имеющихся изображениях Гебелейзис показан верхом на коне и в сопровождении верных спутников – сокола (иногда его заменяет ястреб) и змеи. Гебелейзиса иногда называют дакийской версией фракийского бога молний Зибелфюрдоса, но гораздо чаще его именуют также Залмоксисом, и здесь существует определенная путаница.
Предположительно Залмоксис. Роспись на гробнице Александровского кургана (Болгария). Ок. IV в. до н. э. Идентифицируется как Залмоксис из-за двойного топора
Согласно одним сведениям, Залмоксис, чье имя произошло, по одной из версий, от фракийского zalmos («кожа», «шкура»), а по другой – от zamol («земля»), существовал в действительности. Он являлся то ли рабом, то ли учеником Пифагора, слыл пророком и оказал немалое влияние на религиозные догматы своего времени. По другим данным, это все же фигура мифологическая или полумифологическая. Этой точки зрения придерживался Геродот, он же считал, что Залмоксис и Гебелейзис – одно лицо, то есть верховный бог даков. Залмоксиса также называли даймоном – божественным посланником или духовным проводником, посредником между богами и людьми. Это не кажется странным, если вспомнить об учениях, которые проповедовал Залмоксис (настоящий или вымышленный): он говорил о возможности общения с потусторонним миром при помощи пещер и подземелий, об умении читать по звездам, о бессмертии души и так далее. Известен обряд жертвоприношения Залмоксису, описанный Геродотом: с помощью жребия каждые пять лет даки выбирали вестника, посланца к Залмоксису с просьбами от смертных. Трое людей с метательными копьями, острия которых были направлены в небо, вставали в ряд, а остальные хватали избранного вестника за руки и ноги и подбрасывали в воздух так, чтобы он упал на копья. Если он умирал, пронзенный, то обряд удавался, и это значило, что он отправился к Залмоксису и тот узнает обо всех просьбах даков. Если же вестник оставался жив, его объявляли злодеем, выбирали другого вестника, и все повторялось вновь.