Размер шрифта
-
+

Мифы о русской демократии, грязи и «тюрьме народов» - стр. 93

Российская империя никогда не рассматривала себя как государство русских, владычествующих над нерусскими. Империя скорее росла и усиливалась за счет новых земель и народов, но воспринимала их как равноправных участников громадного российского оркестра.

Получалось нечто парадоксальное: завоеванные народы неожиданно получали возможности реализовать свои старые планы и проекты, хотя и в совершенно новой форме внутри Империи.

Немцы стремятся на восток? Дранг нах Остен! Натиск на восток привел к рождению Восточной Пруссии и Курляндии. Но немцы в составе Ливонского ордена дошли только до Нарвы. Как подданные Пскова, Новгорода и Швеции, они проникали и дальше на восток, до Невы[136].

Став подданными Российской империи, «трофейные немцы» Прибалтики в составе русской армии дошли до Средней Азии и Дальнего Востока[137].

Получается: в роли подданных немцы могут продолжать «дранг нах Остен», причем в невиданных еще масштабах.

Татары и башкиры рвутся на запад? В армии Бату-Хана, Батыя русских летописей, они достигли Адриатического моря и границ современной Венгрии и Польши. А при Иване Грозном татары, черемисы и башкиры вторгаются в области Ливонского ордена. Русские офицеры татарского происхождения берут Берлин в годы Семилетней войны и Париж в 1814 году.

Получается: лишь в качестве полноправных подданных Российской империи эти народы могут осуществить мечту Чингисхана и его приближенных.

Мусульмане хотят проповедовать свою веру? Пожалуйста! При Екатерине II мусульмане смогли свободно торговать по всей стране и за ее пределами. Они могут строить мечети, исповедовать и пропагандировать свою веру где угодно, хоть в Петербурге.

В начале 1880-х годов мусульмане, жившие в Петербурге, развернули широкую богословско-публицистическую деятельность.

В августе 1905 года в Нижнем Новгороде был проведен 1-й Всероссийский съезд мусульман; два последующих съезда состоялись в 1906 году в Петербурге и Нижнем Новгороде.

В 1904 году был поднят вопрос о постройке мечети в Петербурге. В качестве образца служила мечеть Тамерлана (Тимура) – ГурЭмир в Самарканде. В феврале 1913 года в новой мечети было совершено первое торжественное богослужение.

Многие москвичи знают старую мечеть, построенную еще в начале XIX века, при Александре I, в районе татарских улиц в самом центре столицы, в Замоскворечье. Земля для строительства этой мечети была дарована императором мусульманской общине «в знак уважения и признательности» сынам татарского и башкирского народов за храбрость в войне с Наполеоном. Император сам сделал первый взнос на строительство мечети. Она открыта для богослужений по сей день.

Страница 93