Размер шрифта
-
+

Мифы о русской демократии, грязи и «тюрьме народов» - стр. 75

Посмотрим же на империи континентальные. Первый же пример – наши соседи, австрийцы. Только Австрийская империя мало чем отличалась от «классических» колониальных империй Запада. В Австрийской империи австрийские немцы – «титульная нация» – господствовали над венграми и славянами. Методы властвования были примерно такие же, как и в «заморских» империях, с тем же отношением к завоеванным. Стоило начаться революции 1848 года, в ходе которой венгры попытались создать собственное государство, стоило полякам подняться на вооруженную борьбу, как тут же в немецкой прессе появились «исследования» о том, что мадьяры и славяне – народы неисторические. Эти народы «ввели» в историю только немцы, а те оказались неблагодарными туземцами. Писали о них примерно в тех же выражениях, как в британской прессе о взбунтовавшихся сипаях.

Подобное отношение разделяли и Карл Маркс, и Фридрих Энгельс. Они, правда, с одной стороны, «классово» поддерживали Венгерскую революцию 1848 года…

Но с другой, по мнению К. Маркса, в Австрийской империи только немцы – главные носители исторического прогресса. «Миссия всех других крупных и мелких племен заключается… в том, чтобы погибнуть в революционной мировой буре. И потому они теперь контрреволюционны». «Все эти маленькие тупоупрямые национальности будут сброшены, устранены революцией с исторической дороги»[110].

Вопли Карла Маркса о «славянской сволочи» и о чехах, которые «окажутся первыми жертвами угнетения со стороны революции», активно поддерживал и Ф. Энгельс. По мнению Энгельса, историческая миссия западных славян – «дело конченное». «Их завоевание совершилось в интересах цивилизации… Разве же это было преступление со стороны немцев и венгров, что они объединили в великой империи эти бессильные, расслабленные мелкие народишки и позволили им участвовать в историческом развитии, которое иначе оставалось бы им чуждым?»[111]. Одно хорошо – сказано коротко и ясно.

На события в Австрии (Австро-Венгрии), на вооруженную борьбу славян, на сравнение Австрии и Российской империи распространялось обычное отношение европейцев: положительное к европейским империям, резко негативное – к Российской[112].

Судите сами: польские земли с 1815 и до 1914 года поделены между Австрией, Пруссией и Россией. Восстания против Пруссии практически никогда и не прекращались: прусское правительство методично заселяло польские земли немцами. Против Австрии бунтовали дважды – в 1846 и 1848 годах.

Против России поляки, правда, тоже восставали, при том что царская политика России в Польше была гораздо либеральнее, чем австрийская и немецкая. Русский и польский языки относятся к одной языковой семье – славянской, что делает поляков и русских намного ближе, чем, например, поляков и немцев.

Страница 75