Мифы Китая - стр. 2
Отдельные мифы любой цивилизации складываются в систему. Одной из таких систем является и китайская мифология. Развивалась она по тем же правилам и принципам, что и любая другая, потому перед знакомством с ней нужно обязательно выяснить, как возникают мифы. Вроде бы все просто: древний человек пытался объяснить, откуда взялся мир вокруг, но такого инструмента, как наука, не имел, потому искал другие пути. Но это устаревшее представление, все несколько сложнее.
Боги Китая. Копия старинной гравюры, перепечатанная А. Кирхером. 1667 г.
Из чего растут мифы?
Мифологическое сознание – самая древняя форма понимания и осмысления мира, понимания человека, природы, общества. Эволюционировало оно довольно долго, а в процессе его рационализации в культуре появились и закрепились представления о сверхъестественном.
В их основе лежит вера в одушевленность всей природы, то есть анимизм. Именно так. Для самых древних племен все светила, водоемы, растения, ветры и облака – это одушевленные существа, живущие наподобие животных и людей. Сегодня под анимизмом подразумевают веру в души и духов, которые управляют не только людьми или предметами, но и явлениями окружающего мира.
Чанг Ци Я на горе Куньлунь. Иллюстрация из книги «Мифы и легенды Китая». 1922 г.
Дай Цзин. Рыбалка на реке Вэй. Живопись по шелку. Свиток. 1-я пол. XV в.
Со временем анимизм трансформировался в тотемизм. Это обряды и верования первобытных людей, которые напрямую связаны с представлениями о родстве между группой людей и растениями или животными, которые являлись предками и покровителями всего племени, а также символизировали кровное родство. На этой стадии в Поднебесной появилось представление о черной черепахе и петухе, как защитниках племен, и о чудесной силе нефрита. Кстати, тотемизм подарил китайской мифологии одного из ключевых персонажей – дракона. Но к этому мы еще вернемся.
Тотемизм же превратился в фетишизм. Это поклонение неодушевленным предметам. Скалам, деревьям, горам, даже обычным бытовым вещам вроде посуды приписывались чудодейственные свойства. А вот фетишизм стал магией. Магию ученые определяют как обряды, которые связаны с верой в сверхъестественную способность воздействовать на окружающую действительность и других людей. Также ее называют теоретической системой естественных законов, которые регулируют последовательность событий в мире, и практическим руководством для достижения целей.
Представления о сверхъестественном играют ключевую роль в формировании более глубокого взгляда на мир и воздействия человека на окружающую среду, что отражается в понятии магии. Несмотря на первоначальную парадоксальность, магия – предшественница мифологии и науки. Просто магические ритуалы и обряды становятся своего рода рычагом управления природой и божествами.