Размер шрифта
-
+

Мифы Китая - стр. 1

© Гурба А., текст, 2024 © ИП Москаленко Н.В., оформление, 2024

© Давлетбаева В.В., обложка, 2024

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024

Введение

Когда речь заходит о Китае и его культуре, первое, что приходит на ум, – это чай, иероглифы, боевые искусства, товары широкого потребления, дорамы. Реже вспоминают про шелк, порох и бумагу.

Китайские мифы далеко не на первом месте, да и в первой десятке ассоциаций их нет. Но это не значит, что их не существует. Просто так уж вышло, что в тот период, когда появился интерес к мифологии народов мира, эта тема была настоящей terra incognita для европейских исследователей, писателей и читателей.

На то есть немало причин, к которым мы обязательно вернемся в следующих главах. Но одной из главных можно назвать то, что сами китайцы много веков не документировали и не изучали собственную мифологию.

Еще одна сложность в том, что Китай многонационален, а свои верования есть и у ханьцев (которых и именуют китайцами), и у тибето-бирманских, и у тайских народов. Точно так, как у тюркских, монгольских, кадайских, мон-кхмерских… Да что говорить, если у каждой деревни здесь есть свои боги и свои культы.

На это буйство фантазии со временем повлияли сначала даосизм, потому буддизм, а далее конфуцианство, которое даже религией можно назвать с натяжкой – это, скорее, идеология с элементами веры в единого бога.

Сверху наложилась поздняя мифология и культ предков, который очень развит по всей Азии. Необычно и то, что верования разных регионов Китая, народов, различных философских и религиозных систем не боролись, а наслаивались друг на друга. Вот почему император Хуан Ди для конфуцианцев является древним императором, для даосистов – первым бессмертным, а в народной мифологии это верховное божество.

Разумеется, такую сложную конструкцию изучать сложно – пластов и слоев здесь много. Но можно однозначно сказать, что под китайской мифологией сегодня подразумевают традиционные верования жителей междуречья Хуанхэ и Янцзы.


Го Пу. Книга гор и морей. Издание эпохи Мин (1368–1644 гг.)


Чем же они интересны? Во-первых, они крепко связаны с природными стихиями. Тех же потопов у китайцев было несколько, а боролись с ними почти все боги, действовавшие в начале времен. Тем не менее вода для аграрного государства – это источник благополучия и сытости, потому защитник и тотем всего китайского народа – дракон – заведует именно этой стихией.

В этой книге мы познакомимся с главными китайскими мифами – о создании мира, о борьбе со стихийными бедствиями, от которых страдала Поднебесная много тысяч лет назад, о героях, которые смогли их обуздать, об устройстве мира и попытках обрести бессмертие. А главное, мы попытаемся понять, из чего сложился менталитет уникального народа и как Китай стал тем, чем он является сегодня, – огромной страной с тысячелетней историей, которая всегда выбивается в лидеры после любых суровых испытаний.

Уделим мы внимание и мифам разных регионов страны. Ведь южнокитайский эпос совсем не похож на тенгрианство северных народов. Да и Тибет – это не только буддизм, но и загадочные исконные верования, которые полны неожиданностей.

Нужно ли современному прагматичному человеку знакомиться с мифологией древней страны? Обязательно! Во-первых, это расширяет кругозор, а без него жить скучно. Во-вторых, мифы – это культурный код, который нам передали прапрапрадеды. Вы скажете, что китайцы вряд ли были нашими прародителями. Да, это так, но у человечества общий предок. Вот почему в китайских мифах угадываются параллели со скандинавским и финно-угорским эпосом, мифологией Южной Америки, да даже с легендами Древней Греции, если присмотреться. Главное – зрить в корень. А для более наглядного знакомства в книге есть иллюстрации древних и современных творцов. С ними можно познакомиться и через QR-коды.

Глава I

Корни и особенности китайских мифов

Что такое миф? С точки зрения обывателя это любое древнее сказание о сотворении человека или мира, а также рассказ о деяниях героев и богов в незапамятные времена. Более эрудированные люди скажут, что это фольклорный жанр, иллюстрирующий представления древнего человека об устройстве мира.

Страница 1