Размер шрифта
-
+

Мифы и правда об «Иге». Как Русь расцвела при Золотой Орде - стр. 25

. И ему к этому времени, очевидно, было известно о восстании во всех крупнейших городах во Владимирской земле в 1262 г. Об изгнании баскаков и откупщиков. И о том, что сбор и доставка даней в центральных землях Северной Руси – Великороссии были окончательно переданы в руки русских князей. Но то же самое мы видим и в городах Южного Крыма. С которыми у монголов тоже сложились особые отношения. На базе взаимных торговых выгод. Какие же общие выводы можно сделать уже сейчас? Первое. Ещё в самом начале завоеваний империя монголов была в двух ипостасях. Как указывают и «Сокровенное сказание», и Рашид, монголы изначально были всерьёз озадачены и ролью великого транспортировщика между основными мануфактурными центрами Китая, Ирана, а также других народов, попадавших в их политическую орбиту. И второе. К разным народам и странам, в том числе с точки зрения обложения их данью, монголы относились по-разному. Очевидно, что дань с Северной Руси и Итальянского Южного Крыма (Рубрук) [113] с человека была на порядок меньше, чем с их соседей. Так же монголы устранили таможенные барьеры на огромных расстояниях Евразии. В силу чего уже на рубеже 2000-х гг. появился даже новый термин для этого феномена.

Pax mongolica

Pax mongolica (с латинского «монгольский мир» по аналогии с Pax Romana, миром империи Римской) – термин в европейской историографии для обозначения влияния монгольского завоевания на социальные, культурные и экономические стороны жизни народов Евразии, завоёванных Монгольской империей либо просто зависимых и связанных с ней в XIII веке. Также монгольским миром называют влияние на торговлю и связь и период относительного мира, последовавший вслед за монгольским завоеванием. Как мы видели, все, что известно о Чингисхане, не укладывается ни в представление об «исчадье ада», ни даже в концепцию о «гениальном дикаре», выдвинутую русским лингвистом и историком Борисом Владимирцовым. Она основывалась на прежней научной схеме развития человечества от варварства к цивилизации. Согласно ей, «хомо сапиенс» якобы начал свое победное шествие по Земле сперва в роли дикого охотника-собирателя, который затем превратился в неотесанного пастуха, а венцом прогресса виделся земледелец. Теперь многие историки сходятся на том, что эта теория устарела. Кочевники не были дикарями, из среды которых выделились мудрые земледельцы, породившие городскую культуру. Наоборот, степные пастухи вышли из земледельцев. Чтобы гонять стада по огромным пространствам, животных надо сначала одомашнить. Кочевому скотоводству предшествовало скотоводство оседлое, и возникло оно внутри земледельческих общин. Только потом, на более высокой стадии развития общества, примерно за 4000 лет до н.э. [114], пастухи научились кочевать с лошадьми и овцами в степи. Параллельно с пахарями они создавали свою, ничуть не менее сложную систему хозяйства, передачи знаний, военного дела и государственного устройства [115]. Империя монголов, основанная Чингисханом, – высшая форма степной цивилизации. С развитием тактики (казаки, которые равно хорошо владели и конным, и пешим, и водным боем, мамлюки, гусары, потом профессиональная пехота, как стрельцы и гренадёры, которые обучались и тренировались всю свою жизнь), изобретением огнестрельного оружия и выходом науки из младенческого возраста горожане вырвались далеко вперед. Но монгольский властитель этого уже не увидел. А вот вклад в появление тех же казаков и гусаров уровня XVI века сделал немалый. Поэтому в формуле «гениальный дикарь» надо просто заменить слово «дикарь» на «степняк», избавив её от бестолковости смысла [116]. К моменту своей смерти Чингисхан правил державой, раскинувшейся от Аральского до Желтого моря. Она превышала по площади Римскую, а также и империю Александра Македонского. Причем в отличие от последнего властителя, которому отец оставил великолепную армию, царство и даже план похода в Персию, Чингисхан добился всего сам, с нуля [117]. Завоевания Чингисхана способствовали установлению контактов между западным и восточным мирами. Великий шёлковый путь, ведущий через Европу и Азию, попал под контроль Монгольской империи. Говорили, что «Дева, несущая золотой самородок на голове, могла гулять по стране» [118]. Каждая их победа приносила не только территориальные приобретения, но и технологии, контроль над торговыми путями, дань, а также налоги и специалистов [119]. Территориальные завоевания сделали государство монголов не просто крупной, но и технологически развитой империей. Влияние монгольского мира прослеживается даже в одежде. K XIV веку в Европе вошло в моду так называемое «татарское платье». B 1331 г. перед рыцарским турниром через улицы Лондона проехала процессия английских всадников, 16 из которых были одеты в одежды и маски татарского покроя. 250 подвязок из татарской ткани (темно-синего цвета) с золотой вышивкой были сделаны для рыцарей английского ордена Подвязки. C Ближнего Востока лапша попала в Китай и Италию, где стала одним из основных национальных блюд. Европейцы познакомились с технологией перегонки спирта, не говоря уже о таких принципиальных для Запада открытиях, как компас, порох и книгопечатание. Элементы китайской живописи и декоративного искусства вошли в среднеазиатское искусство, так же как среднеазиатская парча попала на Дальний Восток. Китайские техники и инженеры сопровождали монгольские армии, вторгавшиеся в страны ислама. Значительные группы населения с территории империи Цзинь были переселены в Мерв и Тебриз для занятия ремеслом и сельским хозяйством. По прямому приказанию Хулагу были построены буддийские храмы на землях Хорасана, Армении и Азербайджана. Археологами исследованы остатки одного такого храма неподалеку от Мерва. Конструкция объединяет местные и дальневосточные строительные традиции. B городах существовали китайские кварталы. Подобные заимствования были довольно многочисленны в Монгольской империи. Это создавало возможности для расширения все новых и новых связей, формирования новых моды и вкусов. Однако не следует забывать, что монголы ставили себе иные цели. Завоеваний и покорений. И следовательно, многие результаты их столкновений с другими культурами и цивилизациями оказались заранее непреднамеренными. Ho, впрочем, все же формировались обширные и постоянные сети как культурных, так и технологических контактов между ремесленниками, инженерами, художниками и другими представителями интеллектуального труда разных народов и государств. Bce это заложило основу для плодотворного технологического и культурного обмена, способствовало претворению в жизнь новых возможностей людей и уникальных открытий, которым через несколько столетий было суждено перевернуть весь мир. Pax mongolica сильно повлияла на развитие цивилизации Евразии в XIII–XIV веках. На пике могущества Монгольская империя простиралась от Кореи на востоке до устья Дуная на западе [120]. Объединение огромной территории [121] вело к повышению безопасности перемещения, в результате привело как к росту объёмов, так и к расширению географии торговли. Монгольская империя объединила мировую торговлю и утвердила значение Великого шёлкового пути как основной транспортной магистрали в мире [122]. Более того, серьёзно возросло значение северного торгового пути от Китая до Нижней Волги, где усилиями русских и ганзейских купцов на севере (Волга – Балтика) и итальянцев, болгар и византийцев на юге (Волга – Босфор) были расширены новые торговые пути, которые ранее были не так важны. Объединение народов Евразии снизило количество поборов [123] со стороны местных властей и повысило безопасность передвижения. Европейские торговцы (например, Марко Поло) путешествовали из Европы в Китай по хорошим дорогам [124]. По Великому шёлковому пути перевозили китайский шёлк [125]; с Молуккских островов везли перец, имбирь, корицу, а также мускатный орех [126]. Европейцы знакомились с восточной кухней. Европейцы импортировали муслин, хлопок, жемчуг [127] и драгоценные камни из Индии, оружие, ковры и кожаные изделия из Персии. Порох был завезён в Европу из Китая [128]. Из Европы на Восток отправляли серебро, тонкие шерстяные суконные ткани [129]. И, наконец, русские меха, «мягкое золото», стали в то время более широко поставляться и на Восток, и в Западную Европу. И именно в это же время русские охотничьи птицы Севера становятся востребованы на мировом рынке. Вместе с моржовым клыком, ставшим таким же дорогим, как слоновая кость. И наконец, Его Величество Русский Лес, который раньше не попадал дальше Прибалтики и Камской Булгарии. Теперь он не только идёт вниз по Волге в улусы, но и по Дону в страны Средиземноморья. Завоевания монголов перевернули историю Китая, России, Кавказа, стран Средней Азии, Ближнего Востока и Восточной Европы. Восстановленные после разгрома ирригационные системы находились под защитой монголов [130]. Были установлены принципиально новые правила торговли, а главное, для нее открылись новые возможности. Перец из Юго-Восточной Азии, шелк и фарфор из Китая бесперебойно поставлялись в Европу и к арабам. Улучшилось управление и установился строгий порядок во взимании налогов. Но главное – монголам впервые удалось соединить Запад и Восток Евразии в единое относительно мирное пространство, обеспечив на нем безопасность и быстроту [131] передвижения. Даосский монах Чан Чунь для встречи с Чингисханом за три года проехал 10 000 километров, и его никто не тронул [132]. А монах несторианский, Раббан бан Саума, из Китая, посетил в 1285 г. папу римского. И встретился с английским королем [133]. Плано Карпини и Виллем Рубрук, венецианский купец Марко Поло, не говоря уже о русских, мусульманских и китайских торговцах, с помощью монгольской ямской службы преодолевали огромные расстояния с неслыханной по тем временам скоростью [134]. К примеру, Плано Карпини проделал путь в четыре с половиной тысячи километров от Сарая на Волге до Каракорума в Монголии за сто четыре дня, в то время как две тысячи километров от Лиона до Киева он «тащился» десять месяцев [135]. До появления телеграфа не было лучшей системы распространения информации, чем монгольская почтовая служба. Изобретения китайской цивилизации, вроде бумаги для написания рукописей и изготовления денег, проникли на Запад (некоторые историки считают, кстати, что и порох туда тоже занесли монголы) [136]. Инженеры с берегов Хуанхэ наблюдали за строительством каналов в Ираке. Русский мастер Кузьма сделал трон для великого хана Гуюка, а француз Буше – знаменитое «серебряное дерево», украшавшее дворец хана Мункэ в Каракоруме. Произошел

Страница 25