Мифы и правда об «Иге». Как Русь расцвела при Золотой Орде - стр. 24
[107]; а он татарин и называется Тактактай [108], ему они платят дань, и никому больше. Страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов высокой ценности; у них есть и соболя, и горностаи, и белки, и эрколины, и множество славных лисиц, лучших в свете. Много у них серебряных руд; добывают они много серебра. (уже торговля подразумевается) [здесь автор совсем дезавуирует понятие «не торговая», ибо не знает, что серебро на Руси всё привозное, но пишет, что идёт его «добыча» в увязке с «лучшими мехами в свете»]. Хочу сказать о Росcии кое-что, что я забыл. Знайте, по истинной правде, самый сильный холод в свете в Росcии; трудно от него укрыться. Страна большая, до самого моря-океана; и на этом море у них несколько островов, где водятся кречеты и соколы-пилигримы, все это вывозится по разным странам света». Вот это как? И при этом Марко, как и Рубрук, сообщает о походе монголов на русские земли. ГЛАВА ССХХ (220).Первым царем западных татар был Саин; был он сильный и могущественный царь. Этот царь Саин покорил Роcсию, Команию, Аланию, Лак, Менгиар, Зич, Гучию и Хазарию [109], все эти области покорил царь Саин. А прежде нежели он их покорил, все они принадлежали команам, но не были они дружны между собою и не составляли одного царства, а потому команы потеряли свои земли и были разогнаны по свету; а те, что остались на месте, были в рабстве у этого царя Саина. После царя Саина царствовал Пату (Бату), после Пату царствовал Берка, после Берки царствовал царь Монглетемур, после него – царь Тотамонгур, а потом Токтай [110], что теперь царствует. Автор приписал все успехи Бату его отцу Джучи (Саин). Но в остальном всё верно. Вот только как совместить богатство Руси с её малой данью? Причём богатство само по себе очень ценимое у монгольской знати, да и вообще на Востоке: серебро, соболя, соколы. И много царей. Причём сказано только о лёгкой дани, а о подчинении совсем не говорится, хотя именно эти отношения у автора наиболее педантичны. К тому же и об этой дани он говорит как о мелочи, которую и не сразу вспомнишь. Так Марко больше не говорит ни об одном народе. И далее мы увидим, что он может преувеличить сказочные богатства Японии или размеры быков – яков, но понятия подчинён (платит)/не подчинён (не платит) у Марко Поло прописаны весьма щепетильно. А тут: «Никому не платят», вернее, «только немного». Но нечто сходное пишет и Киракос Гандзакеци, славный и мудрый историк Армении: «Русские князья платят дани более или менее, смотря по обстоятельствам. Сначала хан улуса Джучиева посылал своих чиновников для сбора дани и налогов в Россию. А потом передал эту обязанность в руки русских князей. Не потому, конечно, что имел к ним более доверия, а потому, что раздражение народа во многих случаях показало невыгоды и даже опасность первой системы» [111]. Выходит, хан боялся русских повстанцев? Вряд ли. К тому же в других странах баскаки не уходили [112]. А это, как и показания его товарища по перу Марко Поло, наводит на мысль, что с Русью Северной (Россией) у монголов сложились особые отношения. К тому же записи Киракоса