Размер шрифта
-
+

Мифы и правда об «Иге». Как Русь расцвела при Золотой Орде - стр. 14

[68]. В письме № 37 [69] – рубашки из ткани руси [70]. А во многих других письмах (например № 19 [71], № 40 [72] и т.д.) – беличьи и собольи шубы. То есть изделия из тех мехов, которые с древних времен составляли один из главных предметов восточноевропейского экспорта. Любопытно также еще одно место из письма № 34. Ткань русийа, о которой речь шла выше, согласно распоряжению Рашид ад-Дина, надлежит приобрести в Руме. Это свидетельство «Переписки» является подтверждением того, что на грани XIII–XIV веков наряду с торговым путем по Волге и Каспию, подробно засвидетельствованным для той эпохи сообщением Нузхат ал-кулуб об острове Ним Мурдан (Мазендеран), куда приходили корабли с Руси, русские товары продолжали ввозиться в Рум (Южный берег Чёрного моря) и дальше на восток по Черному морю. Это был путь вниз по реке Дон до Азова и далее в Чёрное море. Эти данные неожиданно свидетельствуют о значительной вовлечённости Руси в глобальную торговлю монгольских улусов. И не только в торговлю с Золотой Ордой. Что было бы вполне даже объяснимо. Но именно в торговлю всех монгольских улусов. Ведь где, собственно, вершил свои масштабные дела наш дедушка Рашид? Правильно, в улусе иранских Хулагуидов. А как обстояли дела у этого улуса с улусом Джучи, то есть с Золотой Ордой? Весьма даже прохладно. Но это не мешало русским кораблям плавать не только по Волге до столицы Золотой Орды. Но и дальше, по Каспийскому морю, в Иран Хулагуидов. А такое было возможно только при общей заточенности ВСЕХ монгольских улусов под торговлю.

Теперь у нас остались европейские очевидцы. И в первую очередь посланцы папы римского, как главы Католической церкви, ко дворам монгольских императоров. Это, скажем прямо, самые оригинальные «пассажиры и посетители». Дело в том, что как Плано Карпини, так и Вильгельм Рубрук был высококвалифицированным послом в широком смысле этого слова, то есть разведчиком, вербовщиком, агитатором в одном лице. Начнём с труда Плано Карпини. Иоанна де Плано Карпини, архиепископа Антиварийского (около 1182–1252). История монгалов, именуемых нами татарами. (В российских и советских источниках этот труд известен также под названием «Путешествие в восточные страны».) Человек этот был образован, умён и прилично напуган монгольским могуществом. Дело в том, что он посетил земли улуса монголов в 1246–1247 гг. Сразу после окончания Западного похода монголов, вселившего страх в европейцев. Причем для европейской элиты это был не меньший шок, чем для русской. Ведь в 1204 г. крестоносцы взяли православную духовную столицу – Константинополь. Их войска также находились и на Ближнем Востоке, где в 1220-х гг. им снова удалось заполучить Иерусалим [73]. Имея в своей воле и власти две такие духовные торгово-экономические и знаковые столицы, они уже видели себя властелинами мира. Или хотя бы его Западной ойкумены, куда они были намерены включить богатейшие земли Ближнего Востока и не менее богатые, но при этом политически рассыпавшиеся земли Руси. И… тут вдруг появляется военная сила, которая имеет подавляющее над католиками могущество. В этот момент не просто рухнули их планы о мировой гегемонии, но и встал вопрос о самом своём дальнейшем существовании. И Плано Карпини отправляется за главным вопросом: каковы настроения в ставке Великого хана? И куда двинется (или не двинется) закалённая в боях монгольская конница. Итак, слово путешественнику.

Страница 14