Размер шрифта
-
+
Мифы и правда об «Иге». Как Русь расцвела при Золотой Орде - стр. 13
. Этот выдающийся историк в течение двадцати лет занимал важнейшие чиновничьи посты при монгольских ханах Ирана – Хулагуидах. По заказу ильханов [63] им и был создан (точнее, отредактирован) этот выдающийся труд. В силу своего высокого положения Рашид ад-Дин был допущен к совершенно секретной информации – знаменитому «золотому сундуку», – семейным реликвиям Чингизидов, в котором хранились тексты, посвященные родовой истории Чингисхана, описанию походов и деяний создателя империи и его потомков. Выражаясь современным языком, эта информация была полностью закрытой и предназначалась только для членов царствующей династии. Заслуга Рашид ад-Дина в том, что он сделал ее доступной, хотя, очевидно, не в полном объеме. Конечно, в силу объективных причин труд этот во многом панегиричен. В какой-то мере для того он и писался. И тем не менее с точки зрения фактологии он просто незаменим. Рашид ад-Дин был весьма просвещенным человеком, сделавшим просто феноменальную административную карьеру при ильханах Газане и Ульчжэйту. Разбогател он сказочно: ему принадлежала часть города Тебриза, с лавками, караван-сараями, мастерскими; у него были огромные имения, неограниченное количество денег, потому что он заведовал финансами государства ильханов. То есть это был – скажем прямо – не какой-нибудь Корейка Александр Иванович, с его жалкими гирями и чемоданами с деньгами, на которые он мог – время от времени – только любоваться. У дедушки Рашида всё было куда как основательнее. В 1298 г. он стал главой правительства. Легко представить, что Рашид ад-Дин был очень занят, а ведь историческое исследование – дело трудоемкое. И вот посреди всех повседневных забот этот средневековый Черномырдин (что значит человек действительно талантливый и компетентный) получил от хана ответственнейшее повеление составить «историю монголов», да такую хорошую, какой нигде не бывало. Концепцию её он, вероятно, придумал сам: работать по классической схеме, мыслить глобально, охватить и Запад, и Восток: страны франков и китайцев. И увенчать всё это великолепное сооружение подробным описанием создания и расцвета Монгольской империи, прославить её и довести повествование до логичного зенита – царствования его покровителя – Ульчжэйту-хана. Замысел был поистине грандиозен, однако очень сложен в исполнении. Но это его не смутило. В Персии в то время было невероятно много хорошо образованных людей. Он выбрал, пригласил их и поручил собирать материалы, что те под его весьма умелым, мудрым руководством и выполнили. Но в итоге, конечно, отличия между «Тайной историей» и «Сборником летописей» есть. Так, битва при Далан-балчжутах, по «официальной» истории, закончилась полной победой Чингиса, а по «Тайной» [64] – поражением его, которым противник Джамуха почему-то не воспользовался. Похищение Бортэ у Рашид ад-Дина описывается иначе, чем в «Тайной истории» [65]. Казнь Джамухи у Рашид ад-Дина приписана Эльчидай-нойону, который разрубил Джамуху на куски, а в «Тайной истории» Чингисхан стремится спасти Джамухе жизнь, и лишь по настоянию самого Джамухи Хан позволяет ему умереть «без пролития крови», то есть с великим почетом [66]. И характеристики исторических персон подчас различны. Например, Джамуха в «официальной» истории изображен как беспринципный авантюрист, а в «Тайной» – как патриот и друг Чингиса, которого только обстоятельства и вынудили на борьбу (170, 195, 200). Но вот что интересно. Описание торговли (особенно) мы можем почерпнуть не только из «Сборника летописей», но и из «Переписки» Рашид ад-Дина. Ведь она носила деловой характер и особым эмоциям, равно как и социальным заказам, была не подвержена. Вопрос о торговых связях монгольского улуса Хулагуидов (в Иране), известного также как государство Ильханов, не раз привлекал внимание исследователей, однако, насколько известно, материалы «Переписки» Рашид ад-Дина в этом направлении еще никем не использованы как фактологический материал эпохи. Наиболее интересным, что весьма удивительно, в этом отношении является вопрос о торговых связях с Русью. В нескольких письмах, в приводимых в них реестрах того, что следует приобрести для тех или иных нужд, или же в росписях отправляемых Рашид ад-Дином даров рядом с египетскими, аравийскими и другими товарами часто упоминаются русские товары. Так, в письме № 34 [67] упоминается ткань
Страница 13