Размер шрифта
-
+

Мифы Центральной и Южной Америки: майя, ацтеки, инки и другие - стр. 1

В оформлении обложки использованы иллюстрации:

Tartila, Net Vector, Kai INK, Kovalov Anatolii / Shutterstock / FOTODOM

Используется по лицензии от Shutterstock / FOTODOM

Во внутреннем оформлении использованы фотографии:

ahau1969, Alex Garaev, Andreas Wolochow, Authentic travel, Barna Tanko, Belikova Oksana, Birol Bali, Chayanit Itthipongmaetee, Chepe Nicoli, Christian Vinces, Claudia Luna Mtz, Daniela Constantinescu, DanielCz, Dmitry Eagle Orlov, Dmitry Vozdvizhenskiy, Exclamation Media LLC, FrentaN, FullframeFactory, Germano Jr, Gianfranco Vivi, Goce la vida, Hector Guedez Moreno, Jose Arcos Aguilar, Kristian Forkel, Leonid Andronov, lialina, LouieLea, Ludovic Farine, marketa1982, Milton Rodriguez, muratart, nikidel, nomadkate, Pav-Pro Photography Ltd, PixieMe, Prachaya Roekdeethaweesab, Rostasedlacek, Simon Mayer, slowmotiongli, Stefano Buttafoco, TLF Images, TurneroundDesigns, videobuzzing, Vladimir Korostyshevskiy, Wirestock Creators, WitR, xeuphoriax, Santiago Castillo Chomel, Stefano Ember, Wirestock Creators / Shutterstock / FOTODOM

Используется по лицензии от Shutterstock / FOTODOM

© Афанасьева И. В., текст, 2025

© ИП Москаленко Н. В., оформление, 2025

© Давлетбаева В. В., обложка, 2025

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2025

Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет за собой уголовную, административную и гражданскую ответственность.

Введение

– Черт меня подери, Джон, ты это видишь? – потрясенно выдохнул Фредерик Казервуд, глядя на видневшуюся за рекой каменную стену. Но Стефенс молчал, не в силах совладать с потоком мыслей, проносившихся в его голове. Осуществилась его мечта, казавшаяся несбыточной. Вернее, так о ней говорили хором все ученые мужи. Но он пошел наперекор голосу разума – и сорвал джекпот. Трудности похода по раскисшему от прошедших ливней бескрайнему тропическому лесу, кровососы-насекомые, дикие звери, неприветливое население, риск попасть в жернова бушующей в стране гражданской войны – все забыто при виде руин неизвестной цивилизации. Он еще не знал, что стоял на пороге великих открытий и после нахождения майяского Копана его ждут развалины Паленке, Каригуа, Ушмаля – всего сорока четырех памятников майя в Мексике и Центральной Америке.


Находки Джона Ллойда Стефенса (Стивенса) и Фредерика Казервуда дали толчок майянистике – науке, изучающей культуру цивилизации майя в доколумбовой Америке. Европейцы и североамериканцы вдруг осознали, что индейцы отнюдь не дикари с палкой-копалкой, а потомки народов, создававших шедевры архитектуры, достойные включения в перечень чудес света.

На исследователей, бросившихся на поиски исчезнувших цивилизаций, смотрели с уцелевших колонн и стен роскошно одетые странные люди, звероподобные маски и таинственные знаки, напоминающие буквы. Понемногу давно ушедшие народы начали открывать ученым свои тайны, рассказывая о повседневной жизни и забытых богах. Одна за другой обнаруживались доселе неизвестные цивилизации – ацтеки, тольтеки, ольмеки, сапотеки и многие другие. На фоне построенных индейцами пирамид поблекли даже усыпальницы египетских фараонов. На Тихоокеанском побережье Южной Америки заявило о себе государство инков, строивших в высокогорье удивительные города.

Сейчас древние руины стали объектами многомиллиардной туристической индустрии, и трудно поверить, что Стефенс, чтобы ему не мешали работать местные жители, выкупил у них Копан… за пятьдесят долларов! Экскурсоводы упоенно рассказывают о делах давно ушедших столетий, но исследование еще не закончено. Каждый год происходят большие и малые открытия, однако океан загадок не иссякает. Откуда взялись на камнях Ики изображения динозавров? Зачем народ наска строил в пустыне «взлетные полосы», видимые только с высоты птичьего полета? Куда внезапно уходили жители процветающих майяских городов, оставляя свое имущество? Почему высокоразвитые ацтеки, майя и тольтеки поклонялись столь кровожадным богам? Был ли реальный прототип у бога Пернатого Змея?

Страница 1