Мифы Центральной и Южной Америки: майя, ацтеки, инки и другие - стр. 3
К ней относится территория южной Мексики, Белиз, Гватемала, Сальвадор, части Гондураса, Никарагуа и Коста-Рики, земли которых обладают невероятным природным разнообразием: тут и вечные снега на вершинах гор, и влажная душная сельва, и действующие вулканы, и иссушенные зноем пустыни.
Древние жители Мезоамерики выращивали кукурузу, изготавливали удивительную по красоте керамику, возделывали плавучие огороды, следили за движением звезд и создали очень точный календарь. Жившие в тех местах племена строили огромные церемониальные центры, вокруг которых возникали многолюдные города, создали пиктографическую и иероглифическую письменность, научились делать бумагу и резину. Даже мифы у них имели много общего, как та же легенда про майяского Кукулькана, чтимого ацтеками под именем Кецалькоатля, который на самом деле имел реального прототипа – одноименного тольтекского вождя, приведшего в Х веке свое племя на Юкатан.
Кукулькан в самом расцвете сил во время мартовского равноденствия,
полуостров Юкатан, Мексика
При всей кажущейся примитивности индейцы придумали ноль в математике, до которого еще не додумалась Европа. Они знали про дуализм и верили, что у всего на свете есть своя противоположность. Да и сами мезоамериканские индейцы были примером такой двойственности, поскольку при высоком уровне развития и развитом чувстве прекрасного были невероятно жестоки и отправили на тот свет столько людей, что европейская инквизиция нервно курит в сторонке. Для любителей хоррора в той части света было полное раздолье: человеческие жертвоприношения, в том числе детские, сдирание с жертв кожи и ее ношение, сжигание людей живьем и извлечение сердец, ритуальное кровопускание, самобичевание и даже каннибализм! Не жизнь, а мечта Ганнибала Лектора.
Изображение Кецалькоатля в двух его формах:
пернатый змей слева и бог ветра Эхекатль справа Кодекс Лауда, XVI в.
На этом фоне строительство пирамид, висячие мосты, мощеные дороги, ирригация, календарь и прочие действительно великие изобретения как-то бледно смотрятся. Печально, конечно, это признавать, но, как говорил Аристотель (хотя в этом есть сомнения): «Платон мне друг, но истина дороже».
Есть основанное на многих общностях предположение, что все культуры Мезоамерики вышли из одного общего центра, некой «культуры-родоначальницы», но ее существование уходит в такую древность, что никаких материальных доказательств ее реальности пока обнаружить не удалось.
Поскольку жители Мезоамерики не знали тяглового скота, то и колесо им было тоже ни к чему. А жаль, потому что оно вместе с лопатой могло бы заметно облегчить жизнь индейцам, орудующим на поле мотыгой и палкой-копалкой. Эти два древних «гаджета» плюс каменные топоры, ножи из обсидиана и плетеные сумки составляли весь инструментарий местных земледельцев.