Мифология. Для тех, кто хочет все успеть - стр. 9
Примерно в это же время развивалась и вторая школа изучения мифологии – антропологическая. Она рассматривала мифы как некоего рода изначальные знания, дарованные человечеству, знания научные и магические. Как ни странно, но рассмотрение мифа с точки зрения магии, как древнейшей универсальной формы мировоззрения, подарило научному миру замечательное исследование «Золотая ветвь», принадлежащее перу Джеймса Джорджа Фрэзера.
Софисты (от др. – греч. σοφιστής – «умелец, изобретатель, мудрец, знаток») – учителя мудрости и красноречия, философы V–IV вв. до н. э., которые впервые в Греции стали преподавать это искусство за деньги. Перемещали философские интересы из натурфилософии в область этики и политики. Идеи софистов оказали влияние на Сократа, Платона и Аристотеля. Наиболее известными софистами были Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий
Постепенно представители этого направления стали искать объяснения мифам с точки зрения психологии, как социальной, так и индивидуальной. И в этом направлении много работали самые знаменитые психологи того времени: Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг.
А что сейчас?
Если мы двинемся по направлению к современности, то школ изучения мифологии будет насчитываться все больше и больше.
Отдельная ветвь сравнительной мифологии образовалась еще во времена Великих географических открытий, когда за океаном европейцами были найдены и, увы, практически уничтожены туземные народы обеих Америк, Африки, Австралии и Океании. В настоящее время эта ветвь входит в состав сравнительного изучения религий.
Итак, все стороны мифологии как науки, казалось бы, уже раскрыты, но стоит отдельно назвать имена русских ученых, занимавшихся этим направлением.
«Во времена кризисов мифы обретают историческую важность»
(Уинстон Черчилль)
От этнографического и религиозного аспектов наши соотечественники постепенно переходили к работе в сфере филологии, лингвистики, семантики и семиотики.
Владимир Яковлевич Пропп со своими трудами «Морфология сказки» (1928) и «Исторические корни волшебной сказки» (1946) стал практически основоположником сравнительно-типологического метода современной теории текста.
«Сказки – это когда один король заходит к другому на чашку чая»
(Анджела Картер)
Крупнейший специалист по античной мифологии Алексей Федорович Лосев выдвинул идею, что миф не несет в себе познавательной цели, а является совпадением идеи и чувственного образа, рождая специфическую атмосферу чудесного, столь ярко выраженного позже в сказках и фольклоре в целом.