Мифология. Для тех, кто хочет все успеть - стр. 8
Но ночь не может длиться вечно. Средневековье утратило культурно-историческую связь с античностью, однако наступала новая эра – эпоха Ренессанса, несущая величайший переворот в духовной сфере человека.
Надо отметить, что Возрождение не просто восстановило интерес ко всему античному, оно придало мифологии статус символа. Невозможно представить себе литературу, скульптуру, живопись Ренессанса без мифологической образности сюжетов, героев, чувств, эмоций и страстей.
Именно в этот период возникла традиция не просто знакомства, а изучения античной мифологии, искусства и литературы, без которых невозможно представить себе духовный мир образованного человека, и традиция эта сохраняется вплоть до наших дней.
В век просвещенный
Однако следует признать, что возникновение мифологии как дисциплины научной относится к куда более позднему времени. Первым в полном смысле этого слова специализированным научным трудом по мифологии принято считать труд «Основания новой науки» (1725) итальянского философа Джамбаттисты Вико.
«Когда молчит история, слово берет легенда»
(Александр Дюма)
Он первым высказал мысль, что восприятие мира через призму мифа, как явления синкретического, во многом похоже на восприятие ребенка: детям в полной мере свойственна чувственная конкретность, яркая эмоциональность и богатейшее воображение, которые превосходно компенсируют отсутствующие у них на ранних стадиях развития навыки логики и абстрагирования.
«Редко способна истина угнаться за легендой»
(Стефан Цвейг)
Позже ученые эпохи Просвещения, такие как Дидро, Монтескьё и Вольтер, сделают шаг назад, назвав миф обманом и итогом глубокого невежества человека древности. Но очень скоро немецкие философы снова поднимут миф на пьедестал, теперь уже как кладезь поэтического народного богатства.
«История нужна для целого, легенда – для деталей»
(Виктор Гюго)
Романтично или психологично?
Следующий взлет ждет мифологию на благодатной почве немецкого романтизма: Иоганн Гердер, Фридрих Шеллинг, братья Якоб и Вильгельм Гримм внесли огромный вклад в развитие этой науки, особенно Якоб Гримм, написавший крайне познавательный и серьезный труд «Немецкая мифология».
«Быстротечное время размывает историческую память поколений, прокладывая путь легенде»
(Зенон Косидовский)
Романтики склонялись к мысли, что мифы были отражением в основном природных явлений. Эта школа получила название натуралистической, и к ней относились еще Альберт Кун, Фридрих Макс Мюллер, а также русские филологи Федор Иванович Буслаев и автор знаменитых «Поэтических воззрений славян на природу» – Александр Николаевич Афанасьев.