Размер шрифта
-
+

Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие - стр. 30

.

Французский исследователь Ги Дебор называет современное глобальное общество «обществом спектакля», подчеркивая таким образом его укорененность в символических процессах: «спектакль – это не совокупность образов, но общественное отношение между людьми, опосредованное образами»>10. Отсюда следует констатируемая З. Бауманом, Г. Дебором и другими исследователями современного общества его иррациональность, выражающаяся в утрате связей между явлениями и процессами, между действиями людей и событиями общественной жизни. Культура приобретает фрагментарный характер, который выражается в отсутствии единой картины мира и «арочной» универсальной морали, прочтении различных идеологий, философских и религиозных картин мира как автономных текстов, лишенных референтов в реальности. Таким образом, глобализация в современных социологических концепциях предстает не только как развитие единой общечеловеческой культуры, но и одновременно как новое разделение общества и культуры по качественно новым основаниям.

Предметом рассмотрения современных социологических теорий культурной глобализации является также роль американской культуры и сложившихся в ней форм рациональности в процессе глобализации. П. Бергер подчеркивает, что зарождающаяся глобальная культура по своему происхождению и содержанию является американской.

Такой американской по происхождению формой рационализации, распространившейся в условиях глобализации на весь мир, является описанная Дж. Ритцером макдональдизация. Она характеризуется четырьмя основными параметрами: 1) эффективность, 2) предсказуемость, 3) упор на количество, а не на качество, 4) осуществление контроля путем замены человеческих технологий унификацией операций и проявляется в различных сферах деятельности – от практики ресторанов быстрого обслуживания до образования, массовой культуры и т. д. Она характеризует повседневные социальные практики с точки зрения их предсказуемости и повторяемости.

Говоря о соотношении макдональдизации с теорией глобализации, Дж. Ритцер подчеркивает, что последняя ориентирована на осмысление качественно новых нелинейных процессов, в первую очередь таких, которые проявляются в масштабных, экстраординарных катастрофических событиях. Сочетание эвристических возможностей обеих теорий позволяет исследовать иррациональные последствия повседневных рационализированных практик, парадоксальные сочетания унификации и специфичности, проявляющиеся на разных уровнях глобальных взаимодействий.

Тема 2.2. Новые формы социальной стратификации как фактор развития межкультурной коммуникации в условиях глобализации

Страница 30