Межкультурная коммуникация в условиях глобализации. 2-е издание. Учебное пособие - стр. 32
Однако именно эта независимость глобального сообщества от пространственных и временных факторов ведет к новой стратификации общества. Как подчеркивает З. Бауман, «аннулирование пространственно-временных расстояний под влиянием техники не способствует единообразию условий жизни человека, а, напротив, ведет к их резкой поляризации. Оно освобождает некоторых людей от территориальных ограничений и придает экстерриториальный характер некоторым формирующим общество идеям – одновременно лишая территорию, к которой по-прежнему привязаны другие люди, ее значения и способности наделять их особой идентичностью. Некоторым это предвещает беспрецедентное освобождение от физических препятствий и невиданную способность перемещаться и действовать “дистанционно”. Для других это означает невозможность освоения и “одомашнивания” местности, “оторваться” от которой и перебраться в другое место у них почти нет шансов. Когда “расстояния уже не имеют значения”, его теряют и местности, разделенные этими расстояниями… Кто-то может теперь покинуть местность – причем любую, – когда заблагорассудится. Остальные беспомощно наблюдают, как местность – их единственное место жительства – уходит из-под ног»>11.
Это интересно
«Аннулирование пространственно-временных расстояний под влиянием техники не способствует единообразию условий жизни человека, а, напротив, ведет к их резкой поляризации. Оно освобождает некоторых людей от территориальных ограничений и придает экстерриториальный характер некоторым формирующим общество идеям – одновременно лишая территорию, к которой по-прежнему привязаны другие люди, ее значения и способности наделять их особой идентичностью».
З. Бауман
З. Бауман характеризует образовывающиеся в процессе рестратификации по принципу мобильности/локальности социальные группы как «туристов» и «бродяг». «Туристами» являются представители новой, интернациональной по своему составу, глобальной элиты и близких к ней по уровням доходов групп (бизнесменов, менеджеров, деятелей культуры, ученых и т. п.), которые свободно перемещаются по всему миру по собственному желанию, которые живут «во времени», поскольку любые пространства для них легко преодолимы и потому равнозначны. Они путешествуют, поскольку весь мир открывается им в равной степени как гостеприимный и привлекательный, и в этом смысле все локальные местности равнозначны. «Бродягами» оказываются те, для кого их собственная родина оказалась вдруг «невыносимо негостеприимной». Это те вынужденные мигранты, которые отправляются в дорогу не потому, что им этого хочется, а потому, что оставаться на месте уже невозможно. Однако, как замечает З. Бауман, являясь по существу