Размер шрифта
-
+

Международное таможенное сотрудничество. Экономико-правовые аспекты. Коллективная монография - стр. 4

. По существу, оно обретает новую организационную форму – сотрудничество на постоянной коллективной основе в международной сфере. Это отмечает и Т. Н. Нешатаева, говоря, что «расширение социальных сфер международного сотрудничества в XIX в. привело к появлению новой формы международного сотрудничества – сотрудничество в рамках международных организаций»[3].

Возникновение международного таможенного сотрудничества нельзя связывать только с деятельностью международных организаций, эти отношения, безусловно, появились гораздо раньше. А. Д. Ершов, исследователь международных таможенных отношений, хотя и не указывает, когда именно они возникли и стали предметом регулирования международного права, но ставит их в прямую зависимость от возникновения и развития внешней торговли и соответственно от сотрудничества государств по торговым вопросам[4].

Действительно, международные таможенные отношения тесно связаны с международными торговыми отношениями. Торговля послужила причиной пошлинного обложения внутри государств, которое в дальнейшем и перешло во внешние взаимодействия.

Торговые договоры как основа развития международных таможенных отношений. Первые международные договора по таможенным вопросам явились результатом развития международно-правового регулирования торговых отношений. Соглашения такого рода появились уже в самые отдаленные времена. В заключаемых торговых договорах все чаще стали регламентироваться таможенные вопросы относительно таможенных тарифов, пошлин, регулирования ввоза, вывоза товаров и др. В России уже первые торговые договоры, заключенные с Византией в X в., содержали взаимные гарантии отдельных торговых привилегий и стремились устранить некоторые спорные проблемы в двусторонних отношениях. Больше всего о торговле говорилось в первом договоре 907 г., где греки ставили условия русским, приезжающим в Царьград: «А еще придуть Русь бес купли, да не взимают месячины; да запретить князь словом своим приходящим Руси зде, да не творять пакости в селех в стране нашей; приходяще Русь да витают у святого Мамы и послеть царство наше и да испишют имена их и паки ис Чернигова и ис Переславля и прочии гради; и да входять в град одними вороты со царевым мужем, без оружья, мужь 50 и да творят куплю, якоже им надобе, не платиче мыта ни в чем же»[5]. Из сказанного следует, что Русь явилась в Византию, чтобы торговать, а не заниматься вместо торговли грабежом и насилием. И в целях предосторожности приезжающим купцам разрешалось жить только в предместьях у монастыря св. Мамы, но не в городе. В город для ведения торговли открыт был путь только через одни определенные ворота, куда и запускались партии не более 50 человек и без оружия. Отмечался и таможенный аспект, торговля русскими велась беспошлинно.

Страница 4