Между Добром и Злом - стр. 14
Но, наверное, это чрезвычайно трудно: поступать с собой так, как будто твой поступок становится вызовом предначертанной и предназначенной тебе Судьбе?!
Учитель: Чрезвычайно легко и мазохистски приятно (как чесоточному расчесывать свое чешущееся) ныть, скулить и жаловаться на несправедливость Судьбы, на черную неблагодарность людей, на жестокость Фатума, вызывая у самого себя бесконечную жалость и сострадание к самому себе, ведь каждый доволен своим умом и не доволен своим положением.
Ученик: Протестую! Есть множество людей, достаточно скромных для того, чтобы не переоценивать свой ум, и достаточно непритязательных, чтобы довольствоваться малым.
Учитель: Протест отклоняется. Даже если человек прилюдно заявляет о своей скромности в оценке собственного ума, то это – не более чем кокетство, рассчитанное и на обязательную похвалу его ума, и на не менее обязательную похвалу его скромности.
Что же касается довольствования малым, то покажите мне такого малого, который был бы полностью удовлетворен тем малым, что у него есть.
Нам всегда чего-то не хватает. Как в песне поется: «Зимою – лета, осенью – весны».
Ученик: А богатым, всевластным и знаменитым? Им-то чего не хватает?
Учитель: Многого.
Ученик: Чего именно?
Учитель: Не заставляйте меня повторять расхожие банальности.
Ученик: Например?
Учитель: Например, что «богатые тоже плачут». И – всевластные. И – знаменитые.
Ученик: Им-то о чем плакать?
Учитель: О многом. Об уходящей безвозвратно молодости и о приходящих необратимо сединах, морщинах и немощах. Плачут по поводу беспросветной непутевости и неуемной, нетерпеливой алчности своих наследников.
Ученик: А ведь Сказано: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»! Или у Вас имеются сомнения по поводу Сказанного?
Учитель: Имеются. Не только сомнения, но и возражения.
Ученик: Нутес-ка, нутес?
Учитель: Блаженны живущие ожиданием вечного блаженства.У них, как поется в детской песенке, «лучшее, конечно, впереди». Их, пребывающих в перманентном состоянии мерцающей надежды отправиться, в конце концов, в лучший мир, путешествие по жизни сводится к спорадическим перемещениям по душному, неизбывно тесному для широкой души залу ожидания.
Может быть, они правы, и правильно жить – это жить именно так, как проповедуют вечно правые праведники.
Может быть.
Правильно жить не запретишь.
Но – и не заставишь. Если только жить не в тюрьме, в которой, как печально известно, заставляй, не заставляй, все равно не заставишь правильно жить.
Если жить правильно – это прожить всю свою жизнь в зале ожидания, то никто не заставит и не убедит меня жить правильно.