Методы и технологии обучения изобразительной и проектной деятельности. Сборник статей. Выпуск 5 - стр. 6
Эту матрицу мы называем протоформой. Протоформа – это то, что греки называли «первообразом», Платон «эйдосом», а Гёте в своей философии природы назвал «прафеноменом»(«первофено меном») и «типом» видения. Орнаментальный тип визуального мышления, хотя и воспитывается на исследовании, сочинении, проектировании и исполнении конкретных орнаментальных композиций, не может быть сведен к этим орнаментальным формам. В произведениях современного средового дизайна – дизайна офисов, гостиниц, аэропортов, городской среды, ландшафтном дизайне – феномен орнаментального визуального мышления проявляется ярко, решительно, убедительно, не оставляя никаких сомнений в том, что орнаментальная парадигма является одним из мощнейших средств композиционной организации любых объектов и пространств. Орнаментальное мышление воспроизводит не образцы орнамента, а орнаментальность именно как первофеномен и протоформу, тождественную способности творить орнаментальную действительность в материале современной жизни. Когда мы говорим, что в образовательном процессе должно быть передано значимое знание определенной ценности, мы имеем в виду осознанное формирование у студентов этого первофеномена орнаментальной протоформы, как типа визуального мышления, а не просто «натаскивать» их на штампованные приемы сочинения орнаментов.
Отсюда следует, что способы обучения столь же важны, сколь и предмет обучения. Нельзя назвать образованным человека, который знаком с наукой, но которому не важна истина и который смотрит на науку, как на средство для получения горячей воды или бутербродов с горячими сосисками. Аналогично нельзя считать образованным дизайнером человека, который знаком с орнаментами, но которого не интересует первофеномен орнаментального мышления, который не владеет истинной орнаментальной протоформой и смотрит на орнамент только как на поверхностное средство украшения вещей с целью повышения их стоимости. Этот критерий нередко ставит в тупик преподавателей, которые не всегда могут объяснить, каким способом они передают студентам знание о предмете и методах проектирования. Сочетание опыта, интуиции и продуманной методики помогает решить эту важную задачу: учащегося вводят в содержание проектирования или формы знания осмысленными методами, так, что и преподаватель, и учащийся знают не только «что», но и «как» это делается.
И все же неоднозначность затронутой темы заставляет подробнее остановиться на роли предметных образцов в способах обучения (прототипов, шедевров классики орнаментального искусства, а также образцовых работ студентов). Выше было отмечено, что нельзя подменять ценность истины полезностью вещи. Но и роль самой вещи, материальной культуры вообще, в обучении дизайну не нужно сводить только к практической полезности.