Мерцание страз - стр. 51
Ах, стразы и мамки… Что значит место стразы, когда их сотни и в большинстве своём просматривается тенденция хаоса, выплеска, случайности – мамки не могли объяснить. Но вкус обывателя нельзя перевоспитать, объясняла Розетта Владимировна, и всё не устраивающее заказчика, переделывалось. Вообще-то мама считала, что стразы – зло, они забивают костюм, у неё были идеи получше, иногда простое платье сложнее сшить, чем многослойное, на котором все сверкает и переливается. В многослойности можно спрятать какие-то дефекты. Лаконичность же оголяет работу мастера. Но пока приходилось уступать традиции, вкусу толпы – хоть фигуристы и каста, но программы ставятся на широкого не очень образованного зрителя, чтобы был отклик в сердцах, как говорится. Заезженные модели костюмов в фигурке – то же, что и заезженные композиции, где самого фигуриста, его личности не видно даже близко, только то, что в нее вдалбливают, заезженные вусмерть темы, от которых уже тошнит, бесконечные лебеди всех цветов и мастей, копипасты с программ чемпионатов страны. Если уж музыка "оригинальная" – Кот, что называется, решал выразиться, то невыразительная и нехитовая. Чем больше ограничений по ритму музыки и зрительскому вкусу, тем сложнее. А Кот специально ставил выигрышные программы лишь Насте, ну и синхронисткам – они ж Насте не соперницы.
Инесса раздражалась дико на замечания по стразам, она вкладывала в каждый костюм частицу себя, приходилось переклеивать так, что терялась изюминка. Заказчик всегда прав – за якобы ошибки мама извинялась, как могла, обещала сшить следующий костюм за полцены – это пошло ещё с тех времён, когда мама боялась перечеркнуть свою репутацию скандалом. Тактика подобострастия, зависимого положения, собачьей преданности, облизываний-извинений – самая верная, хоть и унизительная. Клиент, даже если рассержен, вернётся за полцены, а даже если не вернётся, то значит совсем шиза, и скатертью дорога, но как правило возвращались. Сейчас благородное поведение стало своего рода визитной карточкой мамы и гарантией её порядочности, не рвачества. На самом деле, мама ставила претенциозников в штрафную, самую долгую очередь, об этом они не догадывались – им казалось, что все ждут по семь-восемь месяцев, да и полцены сейчас стоило как три цены раньше. Сарафанное радио по-прежнему никто не отменял, в случае конфликта вердикт был бы жесток, но когда репутация наработана, не так страшно. Даже сейчас мама не могла избавиться от неадекватных заказчиков. Повышение цен сразу уменьшало количество неадекватов, но они попадались всё равно. И приходилось их убалтывать так же, как в те времена, когда без заказов Инесса с мамой не выжили бы. Инесса старалась сделать как можно лучше, а вместо «спасибо» – претензии…